8-800-200-12-99

Транспорт в деталях

Раздел «Транспорт в деталях» содержит собственные информационные продукты ГТЛК: тематические дайджесты рынка и регулярную аналитику транспортного комплекса РФ.

Представленные исследования основаны на информации и данных, содержащихся в открытых источниках, СМИ, а также маркетинговых исследованиях, могут включать собственную экспертную оценку и аналитические выводы ГТЛК, а также аналитических агентств и других компаний.

Некоторые заявления в данном тексте могут содержать предположения или прогнозы в отношении предстоящих или ожидаемых событий на рынках.

ГТЛК предупреждает, что эти прогнозы являются только предположениями, и реальный ход событий или результаты могут существенно отличаться от заявленных.

Транспорт в деталях. Беспилотные авиационные системы

В последние годы бурное развитие технологий беспилотных авиационных систем (далее – БАС), в т.ч. повышение точности датчиков, применение искусственного интеллекта, значительно повысили функциональность и распространенность дронов. БАС постепенно «переросли» узкопрофессиональные сферы применения, вышли на потребительский рынок и стали широко использоваться во всем мире.

СОСТОЯНИЕ МИРОВОГО РЫНКА

Несмотря на сохраняющуюся геополитическую напряженность и макроэкономическую неопределенность, индустрия коммерческих дронов демонстрирует устойчивость и адаптивность.

По итогам 2024 г., по данным Drone Industry Insights, объем мирового рынка коммерческих беспилотников вырос на 13% с 33,7 в 2023 г. до 38,2 млрд долларов США.

Эксперты прогнозируют, что в 2025 г. индустрия дронов увеличится до 40,6 млрд долларов США (+6% г/г), а к 2030 г. объем мирового рынка достигнет уже 57,8 млрд долларов США. Ежегодный темп прироста (CAGR) ожидается на уровне +7,3%.

В число основных сегментов мирового рынка беспилотников входят: оказание коммерческих услуг с использованием БАС (77,9%), производство БАС и компонентов к ним (17,7%) и разработка программного обеспечения для БАС (4,4%).

Frame 11.svg

Расширение объема услуг с использованием БАС стало ответом на повышенный спрос и подтянуло за собой вверх по цепочке весь рынок беспилотной авиации.

Общее количество полетов дронов по всему миру выросло в 2024 г. на 25% с 15,5 млн до 19,5 млн вылетов. Лидируют страны Азии, в которых дроны совершили 6,3 млн полетов в 2024 г., показав рост +13% к показателю 2023 г., при этом Китай и Япония также являются ведущими мировыми производителями дронов. На втором месте Северная Америка с 3,9 млн полетов (+14%) и Европа с 3,8 млн полетов (+34%).

Главными сдерживающими развитие отрасли факторами остаются нормативные препятствия и чрезмерное регулирование.

СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА

Объем российского рынка БАС (только гражданский сегмент) по итогам 2024 г., по оценке Ассоциации «АЭРОНЕКСТ», вырос на 10% к показателю 2023 г. и составил 21,7 млрд руб. Небольшой годовой рост гражданского сегмента объясняется значительным увеличением объемов поставок БАС для специального применения (разведывательные, ударные и т.д.), производство которых сейчас находится в приоритете.

Более половины объема гражданского рынка БАС в России (57%) приходится на выручку от продаж беспилотников, а меньшая часть (43%) – на услуги с применением БАС.

В свою очередь в структуре продаж услуг в области БАС основная часть выручки приходится на работы по сбору и передаче данных, дистанционному мониторингу – 63%, страхованию БАС – 17% и перевозкам с применением беспилотников – 15%.

По прогнозу Ассоциации «АЭРОНЕКСТ», гражданский рынок БАС достигнет порядка 280 млрд руб. к 2030 г. в оптимистичном сценарии или порядка 70 млрд руб. в консервативном варианте развития. Высокий среднегодовой темп прироста в оптимистичном прогнозе (+61%) будет достигнут за счет технической и нормативной реализации возможности выполнения полетов беспилотников в едином воздушном пространстве совместно с пилотируемыми воздушными судами (уведомительное выполнение полетов).

Кроме сохраняющейся задачи по интеграции беспилотных и пилотируемых воздушных судов в общее воздушное пространство, к основным барьерам развития отрасли в России относятся также нормативные и административные ограничения, длительные сроки получения необходимых разрешений на полеты, низкий уровень автономности и надежности существующих беспилотников в условиях активной работы систем РЭБ. При этом малый налет воздушных судов приводит к значительному повышению издержек и стоимости летного часа дронов с 2022 г.

ВОСТРЕБОВАННЫЕ СЦЕНАРИИ

Первый оператор БАС с госучастием – компания ООО «БАС» (создана ГТЛК и Фондом НТИ в 2022 году) провела анализ и выявила наиболее востребованные в последнее время услуги по применению беспилотников в России.

Любая услуга с применением беспилотных систем опирается на так называемый сценарий применения, который включает технические требования к дрону, экономические расчеты, и необходимость привлечения специалистов из различных отраслей.

Сейчас в нашей стране уже реализуется 84 сценария применения БАС в рамках действующего флота дронов. Они помогают решать более 35 различных задач, выполняя 4 ключевых вида работ:

  • Сбор и анализ данных, мониторинг;
  • Сельскохозяйственные работы;
  • Аэрологистика;
  • Контрольно-надзорная деятельность (безопасность).

В ТОПе отраслей применения: лесное и сельское хозяйство, ЖКХ, строительство, транспорт и логистика, нефтегазовая промышленность, электроэнергетика, геодезия и картография.

В лесном хозяйстве наиболее востребованный сценарий – это мониторинг лесных пожаров. Помимо обнаружения лесных пожаров (координаты, площадь, вид, состав леса), это и оперативный мониторинг прямо во время тушения пожара (оценка границы, направления и скорости распространения и др.) на основе фото- и видеофиксации с геолокацией, а также оценка ущерба (площадь, объем и состав древесины) на основе ортофотопланов.

Для таких работ обычно используются российские беспилотники Альбатрос М5 и ДИАМ 20.

Так, например в Республике Саха (Якутия) по заказу регионального Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства дроны компании «БАС» сейчас проводят мониторинг лесного фонда для предотвращения и купирования пожаров на участках общей площадью 1,5 млн га.


Российский БАС «ДИАМ 20» самолетного типа предназначен для выполнения работ на удаленных, протяженных объектах большой площади

Наиболее востребованным в отрасли сельского хозяйства сценарием является площадное распределение ядохимикатов. Здесь самые популярные модели – это AGRAS T10, AGRAS T40 и AGRAS T50 от китайского производителя DJI.

Применение агродронов при обработке растений позволяет повысить точность внесения средств защиты, увеличить сохранность урожая, снизить затраты на обработку и негативное воздействие на окружающую среду.

Реальный кейс – осуществление работ по распределению средств защиты растений дронами компании «БАС» на общей площади в 20 тыс. га на территории Республики Татарстан, Республики Чувашия, Астраханской и Волгоградской областей.

В сегменте логистики, начиная с 3 квартала 2025 г., ООО «БАС» планирует приступить к выполнению работ по доставке малогабаритных грузов в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах для компании «Газпромнефть-Снабжение» с помощью отечественных дронов вертолетного типа Радар ВТ-30Е и ВТ-440м, а также самолетного типа с вертикальным взлетом и посадкой TFM-15 и T-300.


Российский многоцелевой БАС вертолетного типа ВТ-440 от «Радар ммс» с грузоподъемностью 100 кг

В нефтегазовой отрасли востребован сценарий мониторинга нефте- и газопроводов. Так, например, для Группы «Газпром» с помощью беспилотников компании «БАС» проводятся работы по обследованию трубопроводов на предмет врезок, утечек, розливов общей протяженностью 278 тыс. км на территории Республики Коми, Нижегородской области, Республики Дагестан, Томской области, ХМАО и Чеченской Республики. Применяются отечественные дроны Альбатрос М5, ZALA F16, Supercam S350 и S350F.

Беспилотники также показали высокую эффективность при применении для мониторинга животных. Использование БАС в этих целях существенно увеличивает точность подсчета поголовья и сокращает сроки работ. Так, компанией «БАС» проведен авиаучет байкальской нерпы на льду озера Байкал в Иркутской области, применялись дроны ДИАМ 20 и 20К.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СЦЕНАРИИ

За счет низкой стоимости и высокой скорости выполнения работ с использованием БАС, по сравнению с традиционными видами услуг, рынок развивается. Появляются все новые и новые возможные сценарии применения беспилотников.

Основываясь на оценке финансово-экономических, производственных и социальных критериев эффективности, компания «БАС» составила перечень из более 20 самых перспективных сценариев применения дронов в России в ближайшее время и выделила ТОП-5 наиболее перспективных. Для расчетов использовалась собственная цифровая математическая модель.

Сценарии помогают в решении задач по инвентаризации и кадастру, мониторингу и анализу состояния различных объектов (в т.ч. на основе ортофотопланов и 3D-моделей), патрулированию, поиску и охране, аэромагнитной разведке, выявлению теплопотерь, доставке грузов со спуском на специальных спусковых устройствах.

МИРОВОЙ ОПЫТ

В качестве возможных сценариев применения дронов в нашей стране может быть рассмотрен успешный зарубежный опыт.

Например, в Китае с 2021 года работает доставка продуктов питания, медикаментов и других предметов первой необходимости дронами, которую предлагает сеть магазинов 7-Eleven и платформа Meituan. Доставка существенно экономит время потребителя, не зависит от дорожной обстановки, а отправку продуктов можно организовать в отдаленные районы или на закрытые территории. Такая доставка, например, активно применяется для быстрого перемещения товаров туристам на Великой Китайской стене. За счет использования специальных киосков выдачи возле жилых или офисных зданий доставка возможна и в условиях густонаселенных городских кварталов. Дроны сбрасывают товары прямо в эти вместительные киоски. Каждый дрон летает по заранее определенному маршруту от стартовой площадки до киоска, что значительно упрощает навигацию в городских районах. При этом время и стоимость доставки минимальны.


Беспилотник компании Keeta Drone доставляет посылку в специализированный киоск

В декабре 2024 г. компания Keeta Drone (дочерняя компания Meituan, предоставляющая услуги доставки дронами) вышла на международный уровень и получила коммерческую лицензию на эксплуатацию БПЛА за пределами прямой видимости от Управления гражданской авиации Дубая. На конец 2024 г. Keeta Drone открыла 53 маршрута в крупных городах Китая, выполнив более 400 000 доставок.

Не ограничиваясь доставкой товаров с помощью БАС, Китай первым в мире приступает к массовому внедрению услуг по беспилотной перевозке людей на малых высотах. В марте 2025 г. компания EHang Holdings и ее совместное предприятие Hefei Hey Airlines получили сертификаты Управления гражданской авиации КНР на коммерческую эксплуатацию автономных пассажирских БПЛА. В планах компании запустить регулярные низковысотные туристические полеты в китайских городах.


EHang EH216-S («eVTOL») - первый в мире пассажирский беспилотный летательный аппарат, официально сертифицированный для перевозки людей

Над развитием проектов в области беспилотного воздушного такси работают около 300 компаний из многих стран мира. В числе лидеров – Китай, Германия, Япония, Сингапур и ОАЭ. Пока главным минусом этой во многом прорывной технологии остается очень небольшое время полета (в среднем около 20 минут) и низкая грузоподъемность (до 2-х человек или 220 кг).

В Китае и США уже используют тяжелые дроны для прокладки линий электропередач, это одна из самых сложных операций с использованием БПЛА.

Кроме традиционных сценариев, также беспилотники применяются для опыления растений, искусственного вызова дождя, создания световых шоу, рисования граффити, выпаса скота и спасения утопающих.

Количество сценариев применения БАС постоянно увеличивается, а главными камнями преткновения для развития беспилотной авиации остаются нормативное регулирование и уровень развития технологий.