27.07.2023
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) на основе данных из маркетинговых исследований* приводит комплексную оценку состояния корпоративного автобусного парка** РФ на начало 2023 года.
Структура парка
Регионы России обладают огромным потенциалом развития. Одним из путей по его раскрытию может стать повышение мобильности жителей за счет модернизации общественного транспорта.
На начало 2023 г. корпоративный парк автобусов составляет 342,5 тыс. единиц. Превалируют автобусы малого класса – их свыше половины (54,3%), автобусы большого класса занимают второе место по количеству машин в парке с долей 26,3%, среднего класса – 14,2%. Меньше всего автобусов особо большого класса –5,2%.
Самой популярной маркой в малом и среднем классе является ПАЗ, а в большом и особо большом классе – ЛиАЗ.
Большая часть парка приходится на автобусы российского производства (78%). Лидер – Павловский автозавод (ПАЗ), таких машин в России в корпоративном парке более 150 тыс. ед., на втором месте – КАВЗ (48,4 тыс. ед.), третье место у ЛиАЗа (41,7 тыс. ед.).
При этом большая часть машин работает на бензине – 52% и дизельном топливе –41%, на СУГ – 2,6%, экологичные виды топлива пока заметно уступают традиционным – компримированный природный газ (КПГ) используют всего 4,5% машин.
Что касается распределения по регионам, 56,5% всего автобусного парка приходится на 20 регионов России, при этом в тройке лидеров по количеству машин находятся Москва (6,3%), Подмосковье (4,6%) и Санкт-Петербург (3,9%), четвертое место у Татарстана (3,5%), ТОП-5 замыкает Краснодарский край (3,4%).
Возраст автобусов
Средний возраст российского парка автобусов – 17,2 лет. В общем парке на новые автобусы возрастом до 3 лет приходится 10% (34,3 тыс. ед.), на автобусы возрастом 4-5 лет – 7% (23,8 тыс. ед.), 6-10 лет – 13% (45,3 тыс. ед.), 11-15 лет – 16% (54,8 тыс. ед.), 16-20 лет – 15% (52,2 тыс. ед.). Больше всего в стране автобусов старше 20 лет – 39% или 132,1 тыс. ед.
В целях исследования нормативные сроки использования автобусов оценивались в соответствии со сроком полезного использования данной пассажирской техники. Для малого класса автобусов – это до 5 лет включительно, среднего и большого - до 7, особо большого класса – до 10 лет. Эти данные и результаты маркетингового исследования позволяют сделать вывод о том, что в стране 79% парка используются за пределами своего нормативного срока (271,2 тыс. ед.)
В пятерку регионов с самым «молодым» парком вошли Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и Ленинградская область.
Лизинг городского пассажирского транспорта
Лизинг остается оптимальным инструментом обновления корпоративных парков транспорта, поскольку позволяет перевозчикам получить в пользование транспортные средства без одномоментных значительных капитальных вложений. Лидерство в сегменте лизинга городского пассажирского транспорта и автобусов, в частности, удерживает Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) с долей рынка 27%.
ГТЛК занимается коммерческими поставками автобусов в лизинг, а также реализует две некоммерческие программы в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» и инвестпроекта с использованием средств ФНБ. Совокупно по данным программам с господдержкой ГТЛК поставит в 2023-2024 гг. около 5 тыс. ед. новых современных автобусов.
Итоги анализа состояния парка свидетельствуют о необходимости масштабного обновления общественного транспорта в большинстве регионов страны. Программы лизинга с государственным финансированием помогут провести «омоложение» парка автобусов оперативно, эффективно и с наименьшей нагрузкой для федерального бюджета. Особенно программы льготного лизинга востребованы в субъектах РФ с низкой инвестиционной активностью. Пролонгация действующих программ с госучастием позволит систематизировать процесс модернизации региональных автобусных парков и гарантированно повысить качество транспортного обслуживания жителей страны в среднесрочной перспективе.
* Исследование подготовлено на основе анализа базы данных корпоративного парка автобусов РФ на 01.01.2023 Национального агентства промышленной информации.
** Корпоративный парк автобусов включает принадлежащие российским юридическим лицам автобусы различных классов (кроме особо малых) и назначений, в том числе городские, пригородные, туристические, междугородние, школьные, грузопассажирские, аэродромные, специальные, ритуальные и пожарные автобусы.
Структура парка
Регионы России обладают огромным потенциалом развития. Одним из путей по его раскрытию может стать повышение мобильности жителей за счет модернизации общественного транспорта.
На начало 2023 г. корпоративный парк автобусов составляет 342,5 тыс. единиц. Превалируют автобусы малого класса – их свыше половины (54,3%), автобусы большого класса занимают второе место по количеству машин в парке с долей 26,3%, среднего класса – 14,2%. Меньше всего автобусов особо большого класса –5,2%.
Самой популярной маркой в малом и среднем классе является ПАЗ, а в большом и особо большом классе – ЛиАЗ.
Большая часть парка приходится на автобусы российского производства (78%). Лидер – Павловский автозавод (ПАЗ), таких машин в России в корпоративном парке более 150 тыс. ед., на втором месте – КАВЗ (48,4 тыс. ед.), третье место у ЛиАЗа (41,7 тыс. ед.).
При этом большая часть машин работает на бензине – 52% и дизельном топливе –41%, на СУГ – 2,6%, экологичные виды топлива пока заметно уступают традиционным – компримированный природный газ (КПГ) используют всего 4,5% машин.
Что касается распределения по регионам, 56,5% всего автобусного парка приходится на 20 регионов России, при этом в тройке лидеров по количеству машин находятся Москва (6,3%), Подмосковье (4,6%) и Санкт-Петербург (3,9%), четвертое место у Татарстана (3,5%), ТОП-5 замыкает Краснодарский край (3,4%).
Возраст автобусов
Средний возраст российского парка автобусов – 17,2 лет. В общем парке на новые автобусы возрастом до 3 лет приходится 10% (34,3 тыс. ед.), на автобусы возрастом 4-5 лет – 7% (23,8 тыс. ед.), 6-10 лет – 13% (45,3 тыс. ед.), 11-15 лет – 16% (54,8 тыс. ед.), 16-20 лет – 15% (52,2 тыс. ед.). Больше всего в стране автобусов старше 20 лет – 39% или 132,1 тыс. ед.
В целях исследования нормативные сроки использования автобусов оценивались в соответствии со сроком полезного использования данной пассажирской техники. Для малого класса автобусов – это до 5 лет включительно, среднего и большого - до 7, особо большого класса – до 10 лет. Эти данные и результаты маркетингового исследования позволяют сделать вывод о том, что в стране 79% парка используются за пределами своего нормативного срока (271,2 тыс. ед.)
В пятерку регионов с самым «молодым» парком вошли Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и Ленинградская область.
Лизинг городского пассажирского транспорта
Лизинг остается оптимальным инструментом обновления корпоративных парков транспорта, поскольку позволяет перевозчикам получить в пользование транспортные средства без одномоментных значительных капитальных вложений. Лидерство в сегменте лизинга городского пассажирского транспорта и автобусов, в частности, удерживает Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) с долей рынка 27%.
ГТЛК занимается коммерческими поставками автобусов в лизинг, а также реализует две некоммерческие программы в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» и инвестпроекта с использованием средств ФНБ. Совокупно по данным программам с господдержкой ГТЛК поставит в 2023-2024 гг. около 5 тыс. ед. новых современных автобусов.
Итоги анализа состояния парка свидетельствуют о необходимости масштабного обновления общественного транспорта в большинстве регионов страны. Программы лизинга с государственным финансированием помогут провести «омоложение» парка автобусов оперативно, эффективно и с наименьшей нагрузкой для федерального бюджета. Особенно программы льготного лизинга востребованы в субъектах РФ с низкой инвестиционной активностью. Пролонгация действующих программ с госучастием позволит систематизировать процесс модернизации региональных автобусных парков и гарантированно повысить качество транспортного обслуживания жителей страны в среднесрочной перспективе.
* Исследование подготовлено на основе анализа базы данных корпоративного парка автобусов РФ на 01.01.2023 Национального агентства промышленной информации.
** Корпоративный парк автобусов включает принадлежащие российским юридическим лицам автобусы различных классов (кроме особо малых) и назначений, в том числе городские, пригородные, туристические, междугородние, школьные, грузопассажирские, аэродромные, специальные, ритуальные и пожарные автобусы.