25.05.2023
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) на основе данных из открытых источников и маркетинговых исследований приводит комплексную оценку состояния ключевых сегментов транспортного комплекса РФ по итогам 1 квартала 2023 года и прогноз по динамике их развития.
Авиация
Пассажирские перевозки воздушным транспортом в январе-марте выросли в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года на 7%, до 21,2 млн человек. Пассажиропоток в исследуемом периоде вырос у всех крупнейших авиакомпаний страны за исключением S7, Победы, Ютэйр, Nordwind и Azur Air.
В частности, за первый месяц весны перевозки увеличились на 42% по отношению к марту 2022 года – до 7,4 млн человек, что является максимальным показателем с 2019 года. Сверхприрост стал возможен на контрасте с низкой базой прошлых периодов, на которые пришлись коронавирусные ограничения, а также ввод санкций против России.
Рекордных значений в марте достигла заполняемость бортов –86,5%, за счет сокращения авиакомпаниями количества воздушных судов на маршрутах.
В марте 2023 года завершилась программа субсидирования авиаперевозок для возмещения расходов на полеты внутри страны на фоне санкций. Аналитики ожидают увеличения цен на внутрироссийские маршруты на 15-30% без дополнительных мер господдержки.
По оценкам Минтранса России, объем пассажирских авиаперевозок вырастет в 2023 г.: на внутренних линиях - на 5%, на международных – на 9%, относительно 2022 года.
Производство воздушных судов в России в 2022 г. имело разнонаправленную динамику – в сегменте тяжелых гражданских самолетов (массой пустого снаряженного аппарата свыше 15 тонн) было выпущено на 1 борт больше, чем за первые 3 месяца 2022 года, а в сегменте вертолетной техники и легких самолетов производство сократилось на 9 и 3 единицы, соответственно.
Железнодорожный транспорт
Железнодорожные перевозки в 1 квартале 2023 года снизились к аналогичному периоду прошлого года на 0,8%, что вызвано сильным падением в январе, при этом с февраля зафиксирован рост погрузки за счет угля (увеличение на 0,7%), зерна (рост на 36%) на фоне преодоления некоторых логистических сложностей, рекордного урожая и высокого спроса на российское зерно на мировом рынке, а также строительных грузов (рост на 17,5%) – за счет активной реализации крупных инфраструктурных проектов.
Рост объемов перевозок стимулируется развитием ж/д сообщения с дружественными странами (увеличение объемов за 1 квартал на 66%), а также расширением логистики на новые территории РФ. При этом замедление работы железнодорожной сети приводит к дефициту подвижного состава.
Арендные ставки продолжают расти из-за увеличения потребности в подвижном составе у грузоотправителей и операторов. К 4 кварталу ожидается рост на 18-27% год к году.
Что касается производства, общее сокращение выпуска железнодорожной техники упало на 16%, при этом производство инновационного подвижного состава из-за нехватки комплектующих снизилось вполовину. Нехватка компонентной базы существенно ограничивает также возможности ремонта инновационного парка.
По итогам 2023 года эксперты ожидают позитивной динамики погрузки –на 2% год к году, а также роста объема закупок вагонов на 16% (до 55 тыс. ед.) за счет увеличения грузовой базы и высоких темпов выбытия подвижного состава.
Водный транспорт
Объем грузовых перевозок внутренним водным транспортом в РФ в отчетном периоде снизился по отношению к 1 кварталу 2022 г. на 18%, а перевозки грузов морским транспортом увеличились на 34%. Продолжают развиваться новые маршруты: грузоперевозки по МТК «Север-Юг» выросли в 2 раза, контейнеров — впятеро.
Пассажирские перевозки показали аналогичную динамику – по внутренним водным путям сократились на 1,3%, а морским транспортом выросли более чем в полтора раза.
Грузооборот морских портов РФ в 1 квартале вырос на 10% за счет относительно высоких мировых цен на сырьевые товары и переориентации логистики. При этом динамика по основным типам грузов разнонаправленная – к примеру, увеличилась перевалка сырой нефти, угля, зерна, минудобрений и пищевых грузов, сократилась – руды, черных металлов, сжиженного газа, контейнерных грузов и нефтепродуктов.
По оценке Минтранса России, в 2023 г. будет обеспечен прирост производственной мощности российских морских портов на 59,3 млн тонн, а объем перевалки морских портов вырастет на 1% (+8 млн тонн относительно уровня 2022 г.) В соответствии с прогнозом Росморречфлота, объем грузоперевозок на внутренних водных путях может вырасти в 2023 г. на 2,2% – до 119 млн тонн, объем пассажироперевозок на 6% – до 9,5 млн человек.
В целом в 2023 году ожидается увеличение эксплуатируемого флота на речных маршрутах РФ – с 81 до 95 пассажирских судов вместимостью от 90 до 330 человек, количество круизных пассажиров может вырасти на 15%.
В сегменте судостроения прогнозируется рост по итогам года – ожидается сдача 70 ед. гражданских судов дедвейтом свыше 50 тонн (на 15 ед. больше, чем в 2022 году). Поддержку сегменту окажет бюджет – объем государственных субсидий на разработку, серийный выпуск и модернизацию производства судового оборудования увеличился в два раза по отношению к 2022 году.
Автотранспорт
Пассажирские и грузовые перевозки автотранспортом по итогам квартала увеличились на 8,9 и 10,4%, соответственно.
Продажи грузовых автомобилей выросли на 21,6% за счет наращивания объемов дорожного строительства, роста грузоперевозок и переориентации на китайских производителей в отсутствии европейских и американских марок. Так, в сегменте грузового автотранспорта ушедшие бренды заменяет китайская техника (Sitrak, Shacman, Howo, FAW), доля которых выросла с 9 до 50%.
Продажи новых автобусов показали более сдержанную динамику, увеличившись на 8,9%. В сегменте городского пассажирского автотранспорта продолжают доминировать российские марки – ПАЗ, ЛиАЗ, НЕФАЗ, в то время, как китайские производители обеспечивают поставки междугородних и туристических автобусов.
В 1 квартале 2023 г. отмечается сокращение производства грузовых автомобилей (-17,6%) и небольшое увеличение выпуска автобусов массой свыше 5 т (+0,9%).
По итогам года эксперты ожидают увеличения объема продаж коммерческой автомобильной техники (грузовиков на 15%, автобусов на 20%). Напомним, ГТЛК поставит свыше 4 тысяч автобусов в регионы в 2023-2024 гг. в рамках нового инвестпроекта с использованием средств ФНБ.
Авиация
Пассажирские перевозки воздушным транспортом в январе-марте выросли в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года на 7%, до 21,2 млн человек. Пассажиропоток в исследуемом периоде вырос у всех крупнейших авиакомпаний страны за исключением S7, Победы, Ютэйр, Nordwind и Azur Air.
В частности, за первый месяц весны перевозки увеличились на 42% по отношению к марту 2022 года – до 7,4 млн человек, что является максимальным показателем с 2019 года. Сверхприрост стал возможен на контрасте с низкой базой прошлых периодов, на которые пришлись коронавирусные ограничения, а также ввод санкций против России.
Рекордных значений в марте достигла заполняемость бортов –86,5%, за счет сокращения авиакомпаниями количества воздушных судов на маршрутах.
В марте 2023 года завершилась программа субсидирования авиаперевозок для возмещения расходов на полеты внутри страны на фоне санкций. Аналитики ожидают увеличения цен на внутрироссийские маршруты на 15-30% без дополнительных мер господдержки.
По оценкам Минтранса России, объем пассажирских авиаперевозок вырастет в 2023 г.: на внутренних линиях - на 5%, на международных – на 9%, относительно 2022 года.
Производство воздушных судов в России в 2022 г. имело разнонаправленную динамику – в сегменте тяжелых гражданских самолетов (массой пустого снаряженного аппарата свыше 15 тонн) было выпущено на 1 борт больше, чем за первые 3 месяца 2022 года, а в сегменте вертолетной техники и легких самолетов производство сократилось на 9 и 3 единицы, соответственно.
Железнодорожный транспорт
Железнодорожные перевозки в 1 квартале 2023 года снизились к аналогичному периоду прошлого года на 0,8%, что вызвано сильным падением в январе, при этом с февраля зафиксирован рост погрузки за счет угля (увеличение на 0,7%), зерна (рост на 36%) на фоне преодоления некоторых логистических сложностей, рекордного урожая и высокого спроса на российское зерно на мировом рынке, а также строительных грузов (рост на 17,5%) – за счет активной реализации крупных инфраструктурных проектов.
Рост объемов перевозок стимулируется развитием ж/д сообщения с дружественными странами (увеличение объемов за 1 квартал на 66%), а также расширением логистики на новые территории РФ. При этом замедление работы железнодорожной сети приводит к дефициту подвижного состава.
Арендные ставки продолжают расти из-за увеличения потребности в подвижном составе у грузоотправителей и операторов. К 4 кварталу ожидается рост на 18-27% год к году.
Что касается производства, общее сокращение выпуска железнодорожной техники упало на 16%, при этом производство инновационного подвижного состава из-за нехватки комплектующих снизилось вполовину. Нехватка компонентной базы существенно ограничивает также возможности ремонта инновационного парка.
По итогам 2023 года эксперты ожидают позитивной динамики погрузки –на 2% год к году, а также роста объема закупок вагонов на 16% (до 55 тыс. ед.) за счет увеличения грузовой базы и высоких темпов выбытия подвижного состава.
Водный транспорт
Объем грузовых перевозок внутренним водным транспортом в РФ в отчетном периоде снизился по отношению к 1 кварталу 2022 г. на 18%, а перевозки грузов морским транспортом увеличились на 34%. Продолжают развиваться новые маршруты: грузоперевозки по МТК «Север-Юг» выросли в 2 раза, контейнеров — впятеро.
Пассажирские перевозки показали аналогичную динамику – по внутренним водным путям сократились на 1,3%, а морским транспортом выросли более чем в полтора раза.
Грузооборот морских портов РФ в 1 квартале вырос на 10% за счет относительно высоких мировых цен на сырьевые товары и переориентации логистики. При этом динамика по основным типам грузов разнонаправленная – к примеру, увеличилась перевалка сырой нефти, угля, зерна, минудобрений и пищевых грузов, сократилась – руды, черных металлов, сжиженного газа, контейнерных грузов и нефтепродуктов.
По оценке Минтранса России, в 2023 г. будет обеспечен прирост производственной мощности российских морских портов на 59,3 млн тонн, а объем перевалки морских портов вырастет на 1% (+8 млн тонн относительно уровня 2022 г.) В соответствии с прогнозом Росморречфлота, объем грузоперевозок на внутренних водных путях может вырасти в 2023 г. на 2,2% – до 119 млн тонн, объем пассажироперевозок на 6% – до 9,5 млн человек.
В целом в 2023 году ожидается увеличение эксплуатируемого флота на речных маршрутах РФ – с 81 до 95 пассажирских судов вместимостью от 90 до 330 человек, количество круизных пассажиров может вырасти на 15%.
В сегменте судостроения прогнозируется рост по итогам года – ожидается сдача 70 ед. гражданских судов дедвейтом свыше 50 тонн (на 15 ед. больше, чем в 2022 году). Поддержку сегменту окажет бюджет – объем государственных субсидий на разработку, серийный выпуск и модернизацию производства судового оборудования увеличился в два раза по отношению к 2022 году.
Автотранспорт
Пассажирские и грузовые перевозки автотранспортом по итогам квартала увеличились на 8,9 и 10,4%, соответственно.
Продажи грузовых автомобилей выросли на 21,6% за счет наращивания объемов дорожного строительства, роста грузоперевозок и переориентации на китайских производителей в отсутствии европейских и американских марок. Так, в сегменте грузового автотранспорта ушедшие бренды заменяет китайская техника (Sitrak, Shacman, Howo, FAW), доля которых выросла с 9 до 50%.
Продажи новых автобусов показали более сдержанную динамику, увеличившись на 8,9%. В сегменте городского пассажирского автотранспорта продолжают доминировать российские марки – ПАЗ, ЛиАЗ, НЕФАЗ, в то время, как китайские производители обеспечивают поставки междугородних и туристических автобусов.
В 1 квартале 2023 г. отмечается сокращение производства грузовых автомобилей (-17,6%) и небольшое увеличение выпуска автобусов массой свыше 5 т (+0,9%).
По итогам года эксперты ожидают увеличения объема продаж коммерческой автомобильной техники (грузовиков на 15%, автобусов на 20%). Напомним, ГТЛК поставит свыше 4 тысяч автобусов в регионы в 2023-2024 гг. в рамках нового инвестпроекта с использованием средств ФНБ.