29.07.2022
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) на основе данных из открытых источников и маркетинговых исследований приводит комплексную оценку состояния ключевых сегментов транспортного комплекса РФ по предварительным итогам 1 полугодия 2022 года и прогноз по динамике их развития.
Авиация
Российская авиаотрасль приняла на себя самый сильный удар из-за введенных недружественными государствами санкций, но текущий кризис работу отрасли не остановил.
Так, уже в мае 2022 г. пассажирские авиаперевозки показали тенденцию к увеличению –российские авиакомпании перевезли на 1,4 млн человек больше чем месяцем ранее. По отношению к маю 2021 года объем перевозок снизился на 24%, а в сравнении с аналогичным периодом «пандемийного» 2020 года увеличился почти в 7 раз.
Эксперты фиксируют, что падение рынка по итогам 5 месяцев года замедлилось, началась стабилизация и есть перспективы восстановительного роста, чему способствует сохранение основных направлений выездного туризма, а также непрекращающееся авиасообщение со странами бывшего СНГ.
Внутренние перевозки при этом сдерживает временная приостановка работы аэропортов южной части России, которая привела к переориентации пассажиров на наземный и железнодорожный транспорт.
По итогам 2022 г. на внутренних авиалиниях ожидается достижение запланированного объема пассажироперевозок - 90 млн человек, на международных объем перевозок прогнозируется в размере 10 млн человек.
В горизонте 2023-2030 гг. в случае сохранения внешних ограничений ожидается умеренный ежегодный рост авиаперевозок в пределах 1-3%. К 2025 г. объем авиаперевозок превысит показатель 2021 г. на 2%, а к 2030 г. на 4,6%, но будет все еще ниже показателя 2019 г.
Что касается структуры флота российских авиакомпаний, к 2030 г. доля российских самолетов и вертолетов в общем парке достигнет 81,3% (в 2022 г. – 35,5%). При этом уже через 3 года порядка 30% иностранного парка техники может быть использовано на запчасти.
Успешная реализация политики импортозамещения позволит уже к 2030 году поставить российским авиакомпаниям 1036 новых самолетов и 764 вертолетов.
Железнодорожный транспорт
Железнодорожные перевозки в июне 2022 г. ускорили падение. В первом полугодии 2022 г. погрузка сократилась почти на 3% в сравнении с аналогичным периодом 2021 г., что обусловлено уменьшением экспортных потоков в западном направлении. Так, сократилась погрузка почти всех видов грузов кроме нефти, стройматериалов и черных металлов.
В настоящий момент продолжается масштабная перестройка логистических потоков, идет переориентация экспортных перевозок из стран Европы в Азию, а импортных – вместо Европы в Китай, Индию, Турцию. При этом обостряется проблема «узких мест» на Восточном полигоне. Вкупе это приводит к росту порожнего парка и профициту вагонов на сети.
Ожидается, что в 4 квартале текущего года потенциальное усиление санкционных ограничений может вызвать ускорение сокращения погрузки и рост профицита вагонов.
По итогам 2022 г. отрицательная динамика погрузки сохранится и может достичь до -7% год к году.
Водный транспорт
В мае 2022 г. водный транспорт продемонстрировал тенденцию к росту – увеличился объем грузовых перевозок как морским (+5,6%), так и внутренним водным транспортом (+7,5%). Пассажирские перевозки при этом сократились – на 24% и 12%, соответственно. По итогам 5 месяцев года позитивная динамика по грузовым и отрицательная по пассажирским перевозкам сохранилась.
В сегменте водного транспорта также происходит переориентация грузопотоков - российские компании запустили регулярные морские перевозки в Индию и КНР.
Перевалка грузов в портах России пока снижается - в июне сокращение грузооборота морских портов России несколько ускорилось и составило -3% год к году. По оценке Росморречфлота по итогам 2022 г. объем перевалки грузов в морских портах России останется на уровне предыдущего года или незначительно снизится. При этом ожидается рост производственной мощности российский морских портов в 2022 г. до 1,3 млрд т грузов.
Автотранспорт
Пассажирские перевозки городским пассажирским транспортом в мае 2022 г. выросли в сравнении с маем 2021 г. на 1%, при этом по отношению к аналогичному периоду позапрошлого города их объем увеличился вдвое. Динамика за 5 месяцев года также положительная (+1% год к году). Грузовые перевозки растут чуть медленнее (+0,1% в мае, +1% за 5 месяцев год к году).
Объем продаж грузовых автомобилей в России в июне упал более чем на 40% год к году, а продажи автобусов сократились на 37%, при этом в сравнении с майскими показателями оба сегмента демонстрируют устойчивый рост (+33,3% и +15,8% соответственно).
В целом за 6 месяцев продажи грузовиков сократились на 17%, автобусов выросли на 3%. Уменьшение объемов международных перевозок и снижение торгового оборота могут привести к ухудшению финансового состояния автотранспортных компаний, что вместе с возможными перебоями в поставках комплектующих вызовет замедление обновления парков грузовой техники.
По итогам 2022 г. ожидается падение продаж грузовых автомобилей на 30%. Сокращение продаж автобусов по итогам 2022 г. будет менее резким (-15%), поскольку не так сильно зависит от поставок иностранных комплектующих.
Авиация
Российская авиаотрасль приняла на себя самый сильный удар из-за введенных недружественными государствами санкций, но текущий кризис работу отрасли не остановил.
Так, уже в мае 2022 г. пассажирские авиаперевозки показали тенденцию к увеличению –российские авиакомпании перевезли на 1,4 млн человек больше чем месяцем ранее. По отношению к маю 2021 года объем перевозок снизился на 24%, а в сравнении с аналогичным периодом «пандемийного» 2020 года увеличился почти в 7 раз.
Эксперты фиксируют, что падение рынка по итогам 5 месяцев года замедлилось, началась стабилизация и есть перспективы восстановительного роста, чему способствует сохранение основных направлений выездного туризма, а также непрекращающееся авиасообщение со странами бывшего СНГ.
Внутренние перевозки при этом сдерживает временная приостановка работы аэропортов южной части России, которая привела к переориентации пассажиров на наземный и железнодорожный транспорт.
По итогам 2022 г. на внутренних авиалиниях ожидается достижение запланированного объема пассажироперевозок - 90 млн человек, на международных объем перевозок прогнозируется в размере 10 млн человек.
В горизонте 2023-2030 гг. в случае сохранения внешних ограничений ожидается умеренный ежегодный рост авиаперевозок в пределах 1-3%. К 2025 г. объем авиаперевозок превысит показатель 2021 г. на 2%, а к 2030 г. на 4,6%, но будет все еще ниже показателя 2019 г.
Что касается структуры флота российских авиакомпаний, к 2030 г. доля российских самолетов и вертолетов в общем парке достигнет 81,3% (в 2022 г. – 35,5%). При этом уже через 3 года порядка 30% иностранного парка техники может быть использовано на запчасти.
Успешная реализация политики импортозамещения позволит уже к 2030 году поставить российским авиакомпаниям 1036 новых самолетов и 764 вертолетов.
Железнодорожный транспорт
Железнодорожные перевозки в июне 2022 г. ускорили падение. В первом полугодии 2022 г. погрузка сократилась почти на 3% в сравнении с аналогичным периодом 2021 г., что обусловлено уменьшением экспортных потоков в западном направлении. Так, сократилась погрузка почти всех видов грузов кроме нефти, стройматериалов и черных металлов.
В настоящий момент продолжается масштабная перестройка логистических потоков, идет переориентация экспортных перевозок из стран Европы в Азию, а импортных – вместо Европы в Китай, Индию, Турцию. При этом обостряется проблема «узких мест» на Восточном полигоне. Вкупе это приводит к росту порожнего парка и профициту вагонов на сети.
Ожидается, что в 4 квартале текущего года потенциальное усиление санкционных ограничений может вызвать ускорение сокращения погрузки и рост профицита вагонов.
По итогам 2022 г. отрицательная динамика погрузки сохранится и может достичь до -7% год к году.
Водный транспорт
В мае 2022 г. водный транспорт продемонстрировал тенденцию к росту – увеличился объем грузовых перевозок как морским (+5,6%), так и внутренним водным транспортом (+7,5%). Пассажирские перевозки при этом сократились – на 24% и 12%, соответственно. По итогам 5 месяцев года позитивная динамика по грузовым и отрицательная по пассажирским перевозкам сохранилась.
В сегменте водного транспорта также происходит переориентация грузопотоков - российские компании запустили регулярные морские перевозки в Индию и КНР.
Перевалка грузов в портах России пока снижается - в июне сокращение грузооборота морских портов России несколько ускорилось и составило -3% год к году. По оценке Росморречфлота по итогам 2022 г. объем перевалки грузов в морских портах России останется на уровне предыдущего года или незначительно снизится. При этом ожидается рост производственной мощности российский морских портов в 2022 г. до 1,3 млрд т грузов.
Автотранспорт
Пассажирские перевозки городским пассажирским транспортом в мае 2022 г. выросли в сравнении с маем 2021 г. на 1%, при этом по отношению к аналогичному периоду позапрошлого города их объем увеличился вдвое. Динамика за 5 месяцев года также положительная (+1% год к году). Грузовые перевозки растут чуть медленнее (+0,1% в мае, +1% за 5 месяцев год к году).
Объем продаж грузовых автомобилей в России в июне упал более чем на 40% год к году, а продажи автобусов сократились на 37%, при этом в сравнении с майскими показателями оба сегмента демонстрируют устойчивый рост (+33,3% и +15,8% соответственно).
В целом за 6 месяцев продажи грузовиков сократились на 17%, автобусов выросли на 3%. Уменьшение объемов международных перевозок и снижение торгового оборота могут привести к ухудшению финансового состояния автотранспортных компаний, что вместе с возможными перебоями в поставках комплектующих вызовет замедление обновления парков грузовой техники.
По итогам 2022 г. ожидается падение продаж грузовых автомобилей на 30%. Сокращение продаж автобусов по итогам 2022 г. будет менее резким (-15%), поскольку не так сильно зависит от поставок иностранных комплектующих.