Транспорт в деталях
Раздел «Транспорт в деталях» содержит собственные информационные продукты ГТЛК: тематические дайджесты рынка и регулярную аналитику транспортного комплекса РФ.
Представленные исследования основаны на информации и данных, содержащихся в открытых источниках, СМИ, а также маркетинговых исследованиях, могут включать собственную экспертную оценку и аналитические выводы ГТЛК, а также аналитических агентств и других компаний.
Некоторые заявления в данном тексте могут содержать предположения или прогнозы в отношении предстоящих или ожидаемых событий на рынках.
ГТЛК предупреждает, что эти прогнозы являются только предположениями, и реальный ход событий или результаты могут существенно отличаться от заявленных.
Транспорт в деталях. Электросуда
РЫНОК ЭЛЕКТРОСУДОВ
Согласно оценке, приведенной в Транспортной стратегии Российской Федерации, при сохранении актуальных темпов обновления парка доля транспортных средств на электротяге и других альтернативных видах топлива в мире к 2035 году составит 5-25% для автотранспорта и около 3-5% — для водного транспорта.
При этом проекты по созданию судов с электродвигателями относятся к числу наиболее перспективных. В настоящее время в мире строится и эксплуатируется около 100 таких судов.
По оценкам экспертов, ежегодный объем мирового рынка электросудов составляет порядка 5 млрд долларов на протяжении последних лет. Ожидается, что к 2030 году объемы рынка превысят 16 млрд долларов, а ежегодный прирост будет составлять 15 % (по данным исследования MarketsandMarkets).
Ellen - датский полностью электрический паром
Крупнейшая доля рынка электросудов принадлежит Европе – более 48%, вслед за которой расположилась Северная Америка с долей около 25%.
Наибольшее распространение электросуда получили в скандинавских странах. В Норвегии, Финляндии и Дании электрические суда активно вытесняют пассажирские паромы на традиционных видах топлива.
Главными игроками на рынке электрических судов считаются норвежские Kongsberg, Norwegian Electric Systems AS и Vard, швейцарские ABB и Leclanché SA, финская Wartsila, немецкие MAN Energy Solutions SE и Siemens, голландская PortLiner, канадская Corvus Energy, американская General Dynamics Electric Boat, японская Kawasaki Heavy Industries и другие.
О ФЛОТЕ
На текущий момент флот электрических судов составляют в основном паромы и небольшие пассажирские суда для внутренних водных путей. Им не требуется большая мощность и высокая автономность, при этом у них практически бесшумные и экологически чистые двигатели.
Главными ограничениями для широкого использования электрического водного транспорта остаются грузоподъемность и максимальная длина рейса на одном заряде. Первое полностью электрическое грузовое судно, построенное в Китае в 2018 году, может пройти всего 80 км с грузом 2,2 тыс. тонн. При этом стандартные контейнеровозы типа Handymax и выше способны перевозить в десятки раз более тяжелые грузы.
Распространенным решением для увеличения эффективности грузовых судов является применение гибридной дизель-электрической системы, которая предоставляет возможность варьировать мощность судна в случае необходимости.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Мировая судоходная отрасль уверенно держит курс на последовательное снижение вредных выбросов в атмосферу.
В 2016 году Международная морская организация (ИМО) в рамках Конвенции МАРПОЛ ввела требование о предельно допустимом содержании серы в судовом топливе – не более 0,5% с 1 января 2020 года.
В июне 2021 года Комитет по защите морской среды ИМО утвердил поправки, содержащие требования технического и эксплуатационного характера по энергоэффективности судов. В частности, они предполагают введение с 1 января 2023 года новых нормативов для морских грузовых и пассажирских судов, эксплуатирующихся за пределами национальных вод. Для работы в международных акваториях они должны отвечать требованиям по «коэффициенту энергоэффективности» и иметь надлежащий сертификат соответствия.
Начиная с 2023 года, суда также должны будут ежегодно уменьшать объемы выбросов парниковых газов в атмосферу на единицу грузо- или пассажирооборота в рамках установленных понижающих значений.
Тенденция на ужесточение экологических норм в судоходстве в перспективе приведет к более массовому использованию низко- и безуглеродных видов топлива, росту инвестиций в разработку и применение электрических судов.
Электросуда обладают рядом преимуществ перед традиционным водным транспортом, благодаря которым их доля на рынке перевозок будет только расти:
- меньший размер судов позволяет получить доступ к портам, закрытым для крупного водного транспорта, способствует уменьшению заторов и доставке товаров максимально близко к конечному потребителю;
- электрификация стимулирует развитие автономного водного транспорта, устраняет необходимость в постоянном трудоемком обслуживании сложных двигателей, работающих на горючем или альтернативном топливе;
- при проектировании и строительстве небольших недорогих электросудов используются последние достижения науки, что способствует ускоренному внедрению новых технологий в отрасли;
- электрический флот небольших судов быстрее окупается и более устойчив к рыночным циклам, чем традиционный крупный флот, где на получение первой прибыли уходят годы.
РАЗВИТИЕ В РОССИИ
С недавнего времени активная деятельность по развитию электрического водного транспорта ведется и в России.
В 2019 году российская компания «НПК Морсвязьавтоматика» разработала первое пассажирское речное судно на электротяге «Эковольт». В 2020 году электрокатамаран, построенный на верфи «Эмпериум» под Санкт-Петербургом, был спущен на воду, прошел несколько испытаний и получил сертификат Российского речного регистра.
На сегодня «Эмпериум» выпускает шесть видов судов на электрической тяге: скоростной катамаран Ecocruiser вместимостью до 120 человек, суда Ecovolt в компоновках 1.0, 2.0, 3.0, предназначенные для водных прогулок, экскурсий и пассажирских перевозок, а также водные автобусы-электроходы Ecobus и Cityvolt. - соответственно, "Экокрузер", "Экобас" и "Ситивольт".
Регулярные речные перевозки пассажиров на электросудах отечественного производства на базе государственно-частного партнерства могут быть запущены в 18 регионах, в том числе в Ленинградской, Самарской, Саратовской, Астраханской и Иркутской областях, Красноярском и Краснодарском краях, Республиках Крым, Якутия и Бурятия. Объем необходимых инвестиций оценивается в 30 млрд рублей, из которых 20 млрд потребуется на закупку флота и 10 млрд – на создание сопутствующей инфраструктуры.
В Москве планируется создать флот из 21 электрического судна, построить 23 инновационных понтонных причала, 6 береговых зарядных станций и 2 пункта базирования. До конца 2022 года в тестовом режиме в столичную акваторию будут запущены первые суда на электротяге. Новый экологический вид транспорта не будет оказывать негативного воздействия на окружающую среду из-за применения альтернативного вида топлива в судоходстве – электрических аккумуляторов.
Электрические водные трамваи – полностью российская разработка с использованием отечественных материалов, конструкций и технологий. В этих моделях применены современные передовые технологии:
- полностью электрические двигатели;
- оптимизированные обводы корпуса, позволяющие экономить энергию;
- автоматическая зарядка судов при швартовке к плавучему причалу.
Инновационные причалы для электросудов изготавливают в Санкт-Петербурге и Перми. Они станут мини-вокзалами для новых удобных поездок и обеспечат возможность ускоренной зарядки – суда будут заряжаться прямо во время остановок всего за несколько минут. Это существенно сокращает время в пути и ожидание как для самих судов, так и для пассажиров. Основная зарядка будет производиться в ночное время.
Современные конструкции причалов позволяют подстроиться под разный уровень воды. Это значительно упростит швартовку судна «носом», сделает остановки для москвичей комфортнее. Причалы будут оснащены зонами отдыха, кафе с панорамными видами, медиаэкранами, высокоскоростным Wi-Fi, оборудованы для маломобильных пассажиров.
На Москве-реке поэтапно начнут работу два маршрута:
- в западной части столицы – «Фили – Киевский вокзал», протяженностью 12,5 км;
- и на юге Москвы – «Печатники – Автозаводский мост», длиной 14,3 км.
При выборе районов для регулярных маршрутов электрических судов важным критерием являлась возможность сократить время в пути. У каждого крупного ЖК на планируемых маршрутах будет свой причал, работающий круглогодично.
Для первого маршрута «Фили – Киевский вокзал» выбрали районы, которые активно строятся и развиваются, чтобы жители сразу привыкали к новому виду транспорта – это зона «Москва-сити».
По расчетам специалистов Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, примерно за 20 минут пассажиры смогут добраться от дома до «Сити» без пересадок на другой транспорт и с красивым видом по пути. Весь маршрут займет около 50 мин.
В некоторых случаях это будет серьезная экономия времени для жителей по сравнению с поездками на других видах транспорта. Например, путь от популярного парка «Фили» до причала «Верхние Мнёвники» на западе Москвы на автобусе занимает 1 час с небольшим, а по воде житель потратит всего 18,5 минут. Это в 3 раза быстрее.
Второй маршрут «Печатники – Автозаводский мост» – исторический, туда с Южного речного вокзала раньше отправлялось несколько маршрутов. Сегодня в этом районе строится около 1,5 млн новых квадратных метров, будет добавлена новая ветка метро к парку «Остров мечты». Речной маршрут в некоторых случаях сэкономит пассажирам по 30–40 мин. Чтобы добраться от спального района Печатники до Коломенской набережной с одного берега на другой, потребуется всего 3 минуты.
Провозная способность каждого маршрута составит 15-16 тыс. пассажиров в день — это будет еще один важный элемент Московского транспорта и удобная альтернатива личному автомобилю.
Работа речного пассажирского транспорта будет регулироваться Государственным казенным учреждением «Организатор перевозок» Департамента транспорта г. Москвы (ГКУ «Организатор перевозок»).
В проекте принимает участие Государственная транспортная лизинговая компания, которая поставит в лизинг на льготных условиях 7 электросудов для регулярных речных перевозок в Москве в 2023 году. Суда уже законтрактованы, ведется их строительство на российской верфи, что соответствует миссии компании по поддержке и развитию отечественного машиностроения.
Ряд регионов России уже проявил интерес к формированию флота электросудов, например, грузопассажирских паромов для переправ. Среди них – Московская область, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Пермь. ГТЛК зачастую поддерживает проекты на самом сложном, начальном этапе развития и накопила большой опыт по продвижению новых типов транспортных средств на рынке. Доказавший свою эффективность инструмент лизинга может помочь регионам в осуществлении их планов.