8-800-200-12-99

Транспорт в деталях

Раздел «Транспорт в деталях» содержит собственные информационные продукты ГТЛК: тематические дайджесты рынка и регулярную аналитику транспортного комплекса РФ.

Представленные исследования основаны на информации и данных, содержащихся в открытых источниках, СМИ, а также маркетинговых исследованиях, могут включать собственную экспертную оценку и аналитические выводы ГТЛК, а также аналитических агентств и других компаний.

Некоторые заявления в данном тексте могут содержать предположения или прогнозы в отношении предстоящих или ожидаемых событий на рынках.

ГТЛК предупреждает, что эти прогнозы являются только предположениями, и реальный ход событий или результаты могут существенно отличаться от заявленных.

Транспорт в деталях. Река и море

До 2030 года России может потребоваться до 4 тысяч новых речных судов. Для обновления устаревшего флота, повышения безопасности и эффективности перевозок нужны долгосрочные программы по строительству судов с льготными условиями.

СОСТОЯНИЕ РЕЧНОГО ФЛОТА

Общая протяженность внутренних водных путей РФ - 101,6 тыс. км, 78% из них являются безальтернативными для доставки грузов и пассажиров.

Несмотря на высокую экономическую и социальную значимость, за последние 20 лет российский речной флот сократился на 25%. Ежегодно из эксплуатации выводится около 1 тыс. речных судов. 

На сегодня в России эксплуатируется около 11 тыс. грузовых речных судов и судов смешанного плавания, а также около 1,5 тыс. средних и крупных пассажирских судов.

Одной из основных проблем отрасли является старение флота и инфраструктуры.

37 лет
средний возраст грузовых транспортных судов
38 лет
средний возраст речных пассажирских судов
49 лет
средний возраст круизных судов
50%
грузового речного флота работает за пределами нормативных сроков эксплуатации
65%
пассажирского речного флота работает за пределами нормативных сроков эксплуатации
1.svg

СОСТОЯНИЕ МОРСКОГО ФЛОТА

В состав российского транспортного морского флота входит 825 судов под флагом России и иностранных государств. Кроме того, эксплуатируется 93 морских пассажирских судна, большая часть которых работает под флагом РФ.

Большая часть флота работает под иностранными флагами и перевозит грузы иностранных фрахтователей. На российские суда под иностранными флагами приходится более 60% дедвейта.

27,5 лет
средний возраст грузовых судов под российским флагом
12 лет
средний возраст грузовых судов под иностранным флагом
15 лет
нормативный средний возраст судов, заходящих в иностранные порты
25 лет
средний возраст пассажирских судов

Старение флота стало одним из факторов, который ограничивает возможность использовать флот под российским флагом для внешнеторговых перевозок. 


2.svg

ПРОГНОЗ ПЕРЕВОЗОК ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ И МОРСКИМ ТРАНСПОРТОМ

Согласно оптимистичному прогнозу экспертов компании INFOLine к 2030 г грузовые перевозки увеличатся до 180 млн, а пассажирские – до 19 млн человек в год.

По базовому сценарию текущие объемы грузовых и пассажирских перевозок сохранятся и составят в 2021-2030 гг.: 100-110 млн т и 11-12 млн человек в год.

Согласно пессимистичному сценарию объемы грузовых и пассажирских перевозок составят до 80-100 млн т и 8-10 млн чел. в год в 2021-2030 гг.

По оценкам экспертов INFOLine, до 2024 г. средний темп прироста перевозок морских грузов составит около 1,8-1,9%, а в период с 2025-2030 гг. – около 2,4%. Таким образом, к 2025 г. перевозки могут достигнуть 27,2 млн тонн. Ожидается, что объемы пассажирских перевозок будут ежегодно расти на 5-6% и в 2025 г. составят 6,5 млн человек.

Отдельно необходимо выделить перевозки в Арктической зоне. Северный морской путь в настоящее время является наиболее перспективным маршрутом доставки грузов через территориальные воды. Объем перевозок к 2024 г. вырастет в 2,4 раза, до 80 млн тонн, а к 2030 - в 3,3 раза и превысит 110 млн т.


ПОТРЕБНОСТЬ В СУДАХ ПО ТИПАМ

Оптимистический сценарий предусматривает потребность отрасли в порядка 4 тыс. транспортных речных судов до 2030 г.

По базовому прогнозу потребность в речных судах транспортного флота до 2030 г. составит около 1,6 тыс.

При реализации пессимистического сценария потребность в новых судах до 2030 г. составит около 600 ед.



3.svg


В 2021-2027 гг. объемы выбытия пассажирских судов из-за старения речного флота будут находится на уровне около 80-100 судов ежегодно. Потребность в новых пассажирских судах по базовому сценарию до 2030 г. составит около 1 тыс. единиц. Оптимистический сценарий предполагает потребность в новых судах на уровне 1,9 тыс. ед., а пессимистический - около 500 ед.


4.svg


Потребность в судах в сегменте морских перевозок будет в большей степени связана с развитием Северного морского пути. В перспективе до 2030 г. одним из крупнейших заказов может стать планируемая к постройке серия из 28 балкеров класса Arc5 для вывоза грузов с Сырадасайского угольного месторождения. В рамках реализации нефтегазовых проектов в Арктическом регионе дополнительно могут быть заказаны 22 танкера.

При выполнении задачи государственной важности по развитию арктического туризма ожидается заказ строительства круизных судов арктического ледового класса, в частности СПГ-судна класса Arc-5 пассажировместимостью 2500 человек до 2026 г.



СТИМУЛЫ И СПОСОБЫ МАСШТАБНОГО ОБНОВЛЕНИЯ ФЛОТА

Судостроение характеризуется следующими факторами:

  • высокая капиталоемкость

  • невозможность реализации проектов без привлечения заемных средств

  • высокая стоимость кредитных ресурсов

  • длительные сроки окупаемости.

Большинство судоходных компаний не в состоянии самостоятельно профинансировать строительство судов на российских верфях, а кредитные организации не готовы брать на себя риски.

Для борьбы со стремительным старением флота и повышения эффективности перевозок требуются долгосрочные программы по строительству судов с льготными для судовладельцев условиями.

Несколько таких программ лизинга с государственным софинансированием уже эффективно реализует Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК).

21,5 млрд руб.
выделено из бюджета РФ на финансирование строительства 34 судов водного транспорта различных типов
14 млрд руб.
внебюджетных инвестиций привлекла ГТЛК на реализацию программы
34
судна законтрактовано на российских верфях
11
судов уже переданы в лизинг на льготных условиях.

Расширение применения долгосрочных программ лизинга с господдержкой позволит:

  • ускорить обновление флота

  • стимулировать развитие рынка грузовых и пассажирских перевозок водным транспортом

  • увеличить безопасность и снизить аварийность на водном транспорте

  • обеспечить долгосрочными заказами отечественных судостроителей

  • создать новые рабочие места

  • снизить себестоимость строительства судов за счет большей серийности

  • повысить конкурентоспособность российского флота.