8-800-200-12-99

Транспорт в деталях

Раздел «Транспорт в деталях» содержит собственные информационные продукты ГТЛК: тематические дайджесты рынка и регулярную аналитику транспортного комплекса РФ.

Представленные исследования основаны на информации и данных, содержащихся в открытых источниках, СМИ, а также маркетинговых исследованиях, могут включать собственную экспертную оценку и аналитические выводы ГТЛК, а также аналитических агентств и других компаний.

Некоторые заявления в данном тексте могут содержать предположения или прогнозы в отношении предстоящих или ожидаемых событий на рынках.

ГТЛК предупреждает, что эти прогнозы являются только предположениями, и реальный ход событий или результаты могут существенно отличаться от заявленных.

Транспорт в деталях. Железная дорога

Ставки аренды железнодорожного транспорта во втором полугодии 2021 года выросли более чем на 50% из-за увеличения простоев и локальных дефицитов парка. Для стабильной работы операторов на волатильном рынке и обновления подвижного состава требуется применение гибких финансовых инструментов, увеличение оборачиваемости за счет уменьшения времени простоя вагонов.

СОСТОЯНИЕ ПАРКА ВАГОНОВ НА СЕТИ ОАО "РЖД"

В настоящее время парк грузовых вагонов в России составляет 1,2 млн единиц и является одним из самых молодых в мире. За последние десять лет подвижной состав был значительно обновлен и модернизирован - средний возраст сократился с 16 до 12 лет, в том числе по полувагонам – до 9 лет.

С 2013 г. доля инновационных вагонов (с увеличенной осевой нагрузкой) в парке выросла с 0,5% до 14,5%, что составляет более 175 тыс. единиц. С 2020 г. инновационные вагоны превалируют в структуре закупок подвижного состава.

В структуре парка наибольший объем приходится на полувагоны (48%), цистерны (21%) и фитинговые платформы (8%).

1,23 млн ед.
общий парк вагонов в России
14,5 %
доля инновационных вагонов в парке
12 лет
средний возраст вагона в России
+3 %
прирост парка вагонов в 2020 г.
1.svg

ПРОГНОЗ ПОГРУЗКИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Рост показателей погрузки в 2021 г. связан с ускоренным восстановлением экономики России и зарубежных стран, а также повышением спроса и цен на сырьевые товары, составляющие основу экспорта по железной дороге. Точками роста на сети РЖД остаются контейнерные перевозки (особенно транзит), перевозки угля (в первую очередь, экспорт в восточном направлении), удобрений, металлов, зерна и строительных грузов.

За 11 месяцев 2021 года рост погрузки составил +3,3% с начала года, в том числе в октябре +3,1%. С учетом сохранения текущего тренда в 4 квартале 2021 года динамика по итогам 2021 года составит около 3%.

1.svg

В 2022-2023 гг. темпы роста железнодорожных перевозок и грузооборота замедлятся до 1-2% в связи с завершением восстановительного роста в сегменте нефтеналивных грузов после завершения сделки ОПЕК+. При этом продолжится динамичный рост контейнерных перевозок и экспортных отправок удобрений и зерновых грузов. Рост спроса на металлы и строительные материалы в строительном комплексе и промышленности поддержит внутренние перевозки.

Ключевыми факторами увеличения перевозок и грузооборота в среднесрочной перспективе останется рост спроса со стороны Китая, увеличение добычи и переработки нефти в России, сохранение высоких цен на сырьевые товары, а также постепенное снятие инфраструктурных ограничений и увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба.

К 2023 г. прирост погрузки по отношению к 2020 г. составит +6%, а показатель превысит 1,3 млрд тонн.


ПРОГНОЗ ЗАКУПОК И СПИСАНИЯ ВАГОНОВ В РОССИИ

На протяжении 2016-2019 гг. производство вагонов стабильно росло до спада в 2020 г. В текущем году вагоностроители вновь начали наращивать объемы производства, хотя уже отмечается насыщение рынка по некоторым типам подвижного состава.

За 11 месяцев 2021 года рост погрузки составил +3,3% с начала года, в том числе в октябре +3,1%. В настоящее время крупнейшие производители загрузили свои мощности на горизонте до середины 2022 года, в первую очередь инновационными полувагонами и фитинговыми платформами.

С 2020 г. основной спрос, особенно в сегментах полувагонов, хопперов и специализированных цистерн, приходится на подвижной состав с увеличенной осевой нагрузкой. Доля инновационного парка в закупках 2021 г. сохранится на уровне 45%. Срок службы инновационных вагонов в 1,5 раза выше типовых. Этот фактор будет ограничивать спрос на вагоны в будущем.

Ожидается, что в 2022-2024 гг. производство грузовых вагонов будет сокращаться. Среди ключевых факторов влияния: значительные объемы выпуска полувагонов (самый массовый вид подвижного состава) в 2017-2019 гг. при низких темпах роста грузоперевозок и небольших объемах списания.

1.svg
198 тыс. ед.
потребность в закупках грузовых вагонов в РФ в 2021-2024 гг.
102 тыс. ед.
объем списания вагонов в РФ в 2021-2024 гг.
109 тыс. ед.
потребность в закупках инновационных вагонов в РФ в 2021-2024 гг.
55 %
общая доля инновационных вагонов в закупках в 2021-2024 гг.
1.svg

ПРОГНОЗ ЦЕН И АРЕНДНЫХ СТАВОК НА ПОЛУВАГОНЫ

В 2020-2021 г. ставки аренды полувагонов подверглись значительным колебаниям. После сильного падения ставок в 2020 г., в текущем году их уровень начал восстанавливаться. Увеличение простоев и формирование локальных дефицитов парка во втором полугодии 2021 г. привело к росту ставок с 900 до 1400 - 1600 руб. в сутки к октябрю.

Ожидается, что в 2022-2024 гг. арендные ставки на полувагоны будут ниже показателя 2019 г. и стабилизируются в пределах 1100-1500 руб.

Ключевое влияние на стоимость подвижного состава оказало резкое повышение цен на металл в 2021 г. Вагоностроители были вынуждены пересматривать цены по действующим контрактам, а новые договоры во втором полугодии 2021 года заключались по ценам, которые на 500 тыс. руб. за единицу выше, чем в начале года.

В соответствии с прогнозом на 2022-2024 гг., темпы роста цен замедлятся, а средняя стоимость инновационного полувагона составит около 3,5 млн руб.

1.svg

ОПЕРАЦИОННАЯ АРЕНДА КАК ОПТИМАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПАРКОМ ВАГОНОВ

В условиях волатильности и цикличности рынка железнодорожных перевозок оптимальным способом пополнения парка грузовых вагонов является операционная аренда.

При операционной аренде большинство рисков, связанных с рыночной стоимостью вагона, остаются у лизинговой компании как у собственника актива - по окончании срока операционной аренды подвижной состав возвращается лизингодателю.

Лидерство по объему парка, переданного в операционную аренду, в 2020-2021 гг. сохраняет Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). На текущий момент парк компании в операционной аренде составляет 57 тыс. ед., а общий парк – более 100 тыс. вагонов.

ГТЛК предлагает клиентам программы операционной аренды (сроком от 1 года) и финансового лизинга (до 15 лет) железнодорожной техники на индивидуальных условиях.

ГТЛК гибко подходит к потребностям операторов и предлагает различные варианты операционной аренды: с возможностью гибкого ценообразования, в т.ч. с применением механизма плавающей ставки аренды.

68,5 тыс. ед.
объем переданных ГТЛК лизингополучателям инновационных вагонов на 01.12.2021
39 %
доля ГТЛК в общем парке инновационных вагонов в РФ
99,7 тыс. ед.
объем переданных ГТЛК лизингополучателям вагонов на 01.12.2021
8 %
доля ГТЛК в общем парке вагонов в РФ