Транспорт в деталях
Раздел «Транспорт в деталях» содержит собственные информационные продукты ГТЛК: тематические дайджесты рынка и регулярную аналитику транспортного комплекса РФ.
Представленные исследования основаны на информации и данных, содержащихся в открытых источниках, СМИ, а также маркетинговых исследованиях, могут включать собственную экспертную оценку и аналитические выводы ГТЛК, а также аналитических агентств и других компаний.
Некоторые заявления в данном тексте могут содержать предположения или прогнозы в отношении предстоящих или ожидаемых событий на рынках.
ГТЛК предупреждает, что эти прогнозы являются только предположениями, и реальный ход событий или результаты могут существенно отличаться от заявленных.
Транспорт в деталях. Арктический флот
СОСТАВ И СОСТОЯНИЕ АРКТИЧЕСКОГО ФЛОТА
В настоящее время в эксплуатации находится около 600 судов арктического флота России, из которых 51 относится к ледоколам (класс Icebreaker 6-Icebreaker 9): 6 к атомным и 45 к дизель-электрическим.
Арктический флот является относительно молодым по сравнению с другими видами гражданского флота России. Это в том числе связано с более жесткими требованиями к безопасности и эксплуатации судов в арктической зоне. Так, средний возраст эксплуатируемых судов для Арктики составляет 26-27 лет.
Основу арктического флота России составляют буксиры ледового класса Arc5 и Arc4: на них приходится 31% от всех судов. Доля сухогрузных и рыболовных судов составляет 18% (по 9% на каждый тип), наливных судов – 12%. Более 40% арктического флота приходится на ледоколы и вспомогательный флот: суда снабжения и обеспечения, научно-исследовательские суда и т.д.
СПИСАНИЕ И ПОПОЛНЕНИЕ ФЛОТА
Темпы строительства судов арктического флота в 2,6 раза отстают от темпов выбытия. За последние 20 лет флот пополнился 224 судами в то время как списано было 582. Из эксплуатации выводились преимущественно сухогрузы (в том числе контейнеровозы) и рыболовные суда, а строились буксиры.
Для российских заказчиков на верфях сейчас строится 115 судов арктического флота суммарной стоимостью свыше 1,5 трлн рублей. Большинство из них – танкеры и газовозы.
До 2030 года ожидается списание более 110 судов арктического флота, в том числе буксирных (57 ед.), сухогрузных (31 ед.) и наливных (12 ед.).
При этом по базовому прогнозу экспертов компании INFOLine, до 2030 года России потребуется около 200 новых судов арктического флота. Прогноз учитывает компенсацию выбывающего флота и потребность в судах, необходимых для увеличения грузопотока по СМП. В первую очередь будут востребованы буксиры, газовозы и танкеры.
Строительство транспортного и вспомогательного арктического флота придаст мощный импульс развитию грузоперевозок по СМП.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СУДА
Требования по использованию российского флага, судов российской постройки при плавании по СМП, установленные Кодексом торгового мореплавания (КМТ), а также санкции, введенные рядом стран, сужают для российских судовладельцев возможности заказа и фрахтования морских судов на мировом рынке. Все это придает особую значимость вопросу о строительстве нового российского флота взамен списываемого.
Исторически Россия имеет сильные компетенции в проектировании и строительстве атомных и дизельных ледоколов, а также судов усиленного ледового класса. В свою очередь, программы по строительству таких судов с государственным финансированием способствуют расширению и обновлению арктического флота, стимулируют заказы со стороны судоходных компаний и обеспечивают стабильную загрузку производств.
На текущий момент в состав арктического флота России входит 6 атомных ледоколов, планируется постройка еще 8 судов, 4 из них уже находятся в разной степени готовности. Новые суда до 2030 года заменят советские ледоколы «Таймыр», «Вайгач» и «Ямал».
Среди перспективных проектов судов для Арктической зоны можно также выделить плавучие атомные теплоэлектростанции (ПАТЭС), которые будут способствовать оптимизации системы энергоснабжения в удаленных и энергодефицитных районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. В 2019 году был построен первый ПАТЭС проекта 20870 «Академик Михаил Ломоносов» (АО «Балтийский завод»). В 2023-2024 гг. планируется строительство ПАТЭС для Баимского горно-обогатительного комбината.
Еще одним драйвером развития российского судостроения должно стать увеличение компетенций в строительстве крупнотоннажных судов усиленного ледового класса благодаря формированию дальневосточного кластера судостроения во главе с ССК «Звезда».
ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ
Северный морской путь, проходящий через Арктическую зону, в настоящее время представляется наиболее перспективным маршрутом доставки грузов через территориальные воды. Его развитие − один из ключевых государственных приоритетов, важный элемент для реализации нефтегазовых и угольных проектов в Арктике. По базовому прогнозу, объем перевозок по СМП к 2024 году должен вырасти в 2,4 раза – до 80 млн тонн, а к 2030 году увеличиться в 4,4 раза и превысить 150 млн тонн. При этом по оценке Правительства России согласно оптимистичному сценарию перевозки по СМП в 2030 году достигнут 200 млн тонн.
В условиях введения ограничений крайне важно не прекращать активное развитие СМП, ведь это надежный маршрут, который будет способствовать наращиванию грузооборота со странами АТР. Ускоренное развитие арктической зоны и СМП должно помочь снять логистические ограничения по доставке российских грузов на рынки Индии, Китая и других стран Юго-Восточной Азии.
Правительство России поддержит отечественные судоходные компании, выполнившие в течение года не менее двух круговых рейсов по СМП, специальными субсидиями в размере 560 млн рублей ежегодно.
Интенсификация судоходства в Арктике окажет поддержку многим секторам российской экономики, будет способствовать формированию спроса на продукцию отечественного судостроения и услуги по ремонту судов.
ЛИЗИНГ КАК ОПТИМАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ СУДОВ ЛЕДОВОГО КЛАССА
В условиях усложнения и удорожания доступа к инвестициям и общей экономической нестабильности транспортным компаниям будет все сложнее найти финансовые ресурсы для обновления и пополнения своего флота.
Крупные транспортные суда ледового класса считаются одним из самых капиталоемких активов, для их постройки требуется значительный объем средств.
Эффективным антикризисным инструментом, позволяющим в период рецессии запускать рыночные механизмы в различных отраслях, остается лизинг с государственным финансированием. Он дает возможность судовладельцам без серьезных единовременных затрат получить в пользование новое судно и профинансировать производство на верфях.
ГТЛК успешно реализует некоммерческие программы лизинга в сегменте водного транспорта с государственным финансированием с 2018 года. За счет них авансируется производство новых судов, обеспечиваются долгосрочными заказами судостроительные верфи, сохраняются и создаются новые рабочие места в отрасли, снижается себестоимость судов за счет большей серийности и ускоряется обновление флота.
Нынешние реалии являются стимулом к полноценному освоению собственных территорий, максимальной загрузке российского производства, независящего от импортных комплектующих. Развитие арктической зоны и СМП может стать примером того, как можно, используя универсальные и проверенные финансовые инструменты, успешно справляться с задачами национального масштаба.