8-800-200-12-99

Транспорт в деталях

Раздел «Транспорт в деталях» содержит собственные информационные продукты ГТЛК: тематические дайджесты рынка и регулярную аналитику транспортного комплекса РФ.

Представленные исследования основаны на информации и данных, содержащихся в открытых источниках, СМИ, а также маркетинговых исследованиях, могут включать собственную экспертную оценку и аналитические выводы ГТЛК, а также аналитических агентств и других компаний.

Некоторые заявления в данном тексте могут содержать предположения или прогнозы в отношении предстоящих или ожидаемых событий на рынках.

ГТЛК предупреждает, что эти прогнозы являются только предположениями, и реальный ход событий или результаты могут существенно отличаться от заявленных.

Транспорт в деталях. Арктический флот

Освоение Арктической зоны и развитие Северного морского пути (СМП) находятся в числе приоритетов экономического развития Российской Федерации. Решение этих задач требует создания современного и эффективного транспортного и вспомогательного флота. При этом на сегодня темпы выбытия судов в 2,6 раза превышают темпы строительства.

СОСТАВ И СОСТОЯНИЕ АРКТИЧЕСКОГО ФЛОТА

В настоящее время в эксплуатации находится около 600 судов арктического флота России, из которых 51 относится к ледоколам (класс Icebreaker 6-Icebreaker 9): 6 к атомным и 45 к дизель-электрическим.

Арктический флот является относительно молодым по сравнению с другими видами гражданского флота России. Это в том числе связано с более жесткими требованиями к безопасности и эксплуатации судов в арктической зоне. Так, средний возраст эксплуатируемых судов для Арктики составляет 26-27 лет.

Основу арктического флота России составляют буксиры ледового класса Arc5 и Arc4: на них приходится 31% от всех судов. Доля сухогрузных и рыболовных судов составляет 18% (по 9% на каждый тип), наливных судов – 12%. Более 40% арктического флота приходится на ледоколы и вспомогательный флот: суда снабжения и обеспечения, научно-исследовательские суда и т.д.

607 ед.
арктический флот в эксплуатации
51 ед.
ледоколов
26 лет
средний возраст арктического флота
40 %
арктического флота приходится на вспомогательные суда
Frame 11.svg

СПИСАНИЕ И ПОПОЛНЕНИЕ ФЛОТА

Темпы строительства судов арктического флота в 2,6 раза отстают от темпов выбытия. За последние 20 лет флот пополнился 224 судами в то время как списано было 582. Из эксплуатации выводились преимущественно сухогрузы (в том числе контейнеровозы) и рыболовные суда, а строились буксиры.

Для российских заказчиков на верфях сейчас строится 115 судов арктического флота суммарной стоимостью свыше 1,5 трлн рублей. Большинство из них – танкеры и газовозы.

До 2030 года ожидается списание более 110 судов арктического флота, в том числе буксирных (57 ед.), сухогрузных (31 ед.) и наливных (12 ед.).

При этом по базовому прогнозу экспертов компании INFOLine, до 2030 года России потребуется около 200 новых судов арктического флота. Прогноз учитывает компенсацию выбывающего флота и потребность в судах, необходимых для увеличения грузопотока по СМП. В первую очередь будут востребованы буксиры, газовозы и танкеры.

Строительство транспортного и вспомогательного арктического флота придаст мощный импульс развитию грузоперевозок по СМП.

Frame 14.svg
115 ед.
арктический флот в постройке
1,5 трлн руб.
стоимость строящегося арктического флота
110 ед.
прогноз списания судов арктического флота до 2030 г.
197 ед.
прогноз потребности в судах арктического флота до 2030 г.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СУДА

Требования по использованию российского флага, судов российской постройки при плавании по СМП, установленные Кодексом торгового мореплавания (КМТ), а также санкции, введенные рядом стран, сужают для российских судовладельцев возможности заказа и фрахтования морских судов на мировом рынке. Все это придает особую значимость вопросу о строительстве нового российского флота взамен списываемого.

Исторически Россия имеет сильные компетенции в проектировании и строительстве атомных и дизельных ледоколов, а также судов усиленного ледового класса. В свою очередь, программы по строительству таких судов с государственным финансированием способствуют расширению и обновлению арктического флота, стимулируют заказы со стороны судоходных компаний и обеспечивают стабильную загрузку производств.

На текущий момент в состав арктического флота России входит 6 атомных ледоколов, планируется постройка еще 8 судов, 4 из них уже находятся в разной степени готовности. Новые суда до 2030 года заменят советские ледоколы «Таймыр», «Вайгач» и «Ямал».

Среди перспективных проектов судов для Арктической зоны можно также выделить плавучие атомные теплоэлектростанции (ПАТЭС), которые будут способствовать оптимизации системы энергоснабжения в удаленных и энергодефицитных районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. В 2019 году был построен первый ПАТЭС проекта 20870 «Академик Михаил Ломоносов» (АО «Балтийский завод»). В 2023-2024 гг. планируется строительство ПАТЭС для Баимского горно-обогатительного комбината.

Еще одним драйвером развития российского судостроения должно стать увеличение компетенций в строительстве крупнотоннажных судов усиленного ледового класса благодаря формированию дальневосточного кластера судостроения во главе с ССК «Звезда».

3лк.jpg
Магадан (2).jpg

ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ

Северный морской путь, проходящий через Арктическую зону, в настоящее время представляется наиболее перспективным маршрутом доставки грузов через территориальные воды. Его развитие − один из ключевых государственных приоритетов, важный элемент для реализации нефтегазовых и угольных проектов в Арктике. По базовому прогнозу, объем перевозок по СМП к 2024 году должен вырасти в 2,4 раза – до 80 млн тонн, а к 2030 году увеличиться в 4,4 раза и превысить 150 млн тонн. При этом по оценке Правительства России согласно оптимистичному сценарию перевозки по СМП в 2030 году достигнут 200 млн тонн.

Frame 20.svg

В условиях введения ограничений крайне важно не прекращать активное развитие СМП, ведь это надежный маршрут, который будет способствовать наращиванию грузооборота со странами АТР. Ускоренное развитие арктической зоны и СМП должно помочь снять логистические ограничения по доставке российских грузов на рынки Индии, Китая и других стран Юго-Восточной Азии.

Правительство России поддержит отечественные судоходные компании, выполнившие в течение года не менее двух круговых рейсов по СМП, специальными субсидиями в размере 560 млн рублей ежегодно.

Интенсификация судоходства в Арктике окажет поддержку многим секторам российской экономики, будет способствовать формированию спроса на продукцию отечественного судостроения и услуги по ремонту судов.


ЛИЗИНГ КАК ОПТИМАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ СУДОВ ЛЕДОВОГО КЛАССА

В условиях усложнения и удорожания доступа к инвестициям и общей экономической нестабильности транспортным компаниям будет все сложнее найти финансовые ресурсы для обновления и пополнения своего флота.

Крупные транспортные суда ледового класса считаются одним из самых капиталоемких активов, для их постройки требуется значительный объем средств.

Эффективным антикризисным инструментом, позволяющим в период рецессии запускать рыночные механизмы в различных отраслях, остается лизинг с государственным финансированием. Он дает возможность судовладельцам без серьезных единовременных затрат получить в пользование новое судно и профинансировать производство на верфях.

ГТЛК успешно реализует некоммерческие программы лизинга в сегменте водного транспорта с государственным финансированием с 2018 года. За счет них авансируется производство новых судов, обеспечиваются долгосрочными заказами судостроительные верфи, сохраняются и создаются новые рабочие места в отрасли, снижается себестоимость судов за счет большей серийности и ускоряется обновление флота.

Нынешние реалии являются стимулом к полноценному освоению собственных территорий, максимальной загрузке российского производства, независящего от импортных комплектующих. Развитие арктической зоны и СМП может стать примером того, как можно, используя универсальные и проверенные финансовые инструменты, успешно справляться с задачами национального масштаба.

148,6 млрд руб.
общий объем инвестиций ГТЛК в отечественное судостроение на 01.06.2022
36,1 млрд руб.
выделено из бюджета РФ на финансирование строительства 69 водных судов различных типов
170 ед.
отечественных судов входит во флот ГТЛК на 01.06.2022
99 ед.
передано российских судов лизингополучателям
3.jpg
Frame 19.jpg