8-800-200-12-99

Транспорт в деталях

Раздел «Транспорт в деталях» содержит собственные информационные продукты ГТЛК: тематические дайджесты рынка и регулярную аналитику транспортного комплекса РФ.

Представленные исследования основаны на информации и данных, содержащихся в открытых источниках, СМИ, а также маркетинговых исследованиях, могут включать собственную экспертную оценку и аналитические выводы ГТЛК, а также аналитических агентств и других компаний.

Некоторые заявления в данном тексте могут содержать предположения или прогнозы в отношении предстоящих или ожидаемых событий на рынках.

ГТЛК предупреждает, что эти прогнозы являются только предположениями, и реальный ход событий или результаты могут существенно отличаться от заявленных.

Транспорт в деталях. Городские автобусы

Автобусы – самый популярный сегодня способ передвижения среди россиян. Благодаря мерам господдержки за последние годы удалось «омолодить» автобусный парк России и сделать его комфортным и безопасным для пассажиров. Впереди новая амбициозная цель - к 2030 году доля общественного транспорта с нормативным сроком эксплуатации должна составить 85%.

В России на долю автобусного транспорта общего пользования ежегодно приходится около 60% всех пассажирских перевозок. При этом среди пассажиров автобусов существенную часть составляют граждане, имеющие право льготного проезда, что говорит о его важном социальном значении.

Так было не всегда. Объемы автобусных перевозок в нашей стране на протяжении долгого времени сокращались. Привлекательность этого вида транспорта для пассажиров снижали высокая изношенность парка, значительные интервалы движения, низкая регулярность сообщения, несоблюдение расписания движения и отсутствие стандартов транспортного обслуживания.

В последние 4 года за счет государственной поддержки ситуация начала меняться к лучшему – по всей стране проводятся транспортные реформы, регионы обновляют подвижной состав, переходят на контрактную систему перевозок, внедряют цифровые сервисы для пассажиров. В результате люди вновь стали чаще пользоваться автобусами. Но впереди ждет еще немало работы. Потребность в обновлении и закупке дополнительных автобусов общего пользования на маршрутах регулярных перевозок до 2030 г. составляет более 40 тыс. ед. машин.

ВЫЗОВЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Ликвидация системы планирования маршрутных сетей в городах в 90-е годы, самостоятельная и нескоординированная организация маршрутов частными перевозчиками с дублированием маршрутов, нехватка финансирования – все это привело к упадку всей системы городского общественного транспорта в тот период в России. За этим последовало сокращение парков и длительное падение пассажирских перевозок автобусами.

В 2020 г. количество поездок на автобусах общего пользования снизилось из-за пандемии коронавируса на 28% по отношению к предыдущему году. В связи со снижением пассажиропотоков транспортные компании сокращали количество рейсов на маршрутах.

После отмены ограничений, запуска программ по обновлению парка общественного транспорта с государственной поддержкой, старта транспортной реформы в городах началось постепенное восстановление объемов перевозок пассажиров автобусным транспортом. По итогам 2023 г. объем перевозок автобусами общего пользования вырос на 6% к показателю 2022 г. и достиг 9 млрд пассажиров.

СОСТОЯНИЕ ПАРКА

По данным на конец 2023 г. общий парк зарегистрированных в ГИБДД городских пассажирских автобусов в России составляет 300 тыс. единиц.1 Из них на автобусы общего пользования, которые работают на маршрутах регулярных перевозок, по данным Росстата, приходится 136 тыс. единиц подвижного состава.

Более половины зарегистрированного парка приходится на малый класс. Самой распространенной маркой в малом и среднем классах является ПАЗ (83% парка малых и 67% парка средних), в большом классе – ЛиАЗ (36%), в особо большом классе – НЕФАЗ и ЛиАЗ (каждый по 37%).

Средний возраст зарегистрированного парка городских пассажирских автобусов в России составляет 14,6 лет, а автобусов на регулярных маршрутах – около 8 лет при сроке службы от 7 до 10 лет.

Парк автобусов особо большого класса – самый молодой, почти половина машин в этом сегменте (49%) младше 5 лет, а средний возраст – 8 лет. Это выгодно отличает его от малого класса автобусов, где половина техники старше 15 лет.

В России за пределами нормативного срока эксплуатации на маршрутах регулярных перевозок находятся 46,4 тыс. автобусов общего пользования или 34% парка.2

В региональном разрезе самые «свежие» парки по среднему возрасту автобусов находятся (без учета Москвы и Санкт-Петербурга) в Республике Крым, Севастополе, Владимирской, Московской и Ленинградской областях.

ПОСТАВКИ И ПОТРЕБНОСТЬ В ТРАНСПОРТЕ

Общий объем продаж новых городских пассажирских автобусов в России за последние 4 года (2020-2023 гг.) составил 29,8 тыс. ед.

Ежегодный рост объемов продаж связан, прежде всего, с активной реализацией мер государственной поддержки по обновлению общественного транспорта. Так, по итогам 2023 г. объем поставок новых городских автобусов вырос на 35% к предыдущему году и превысил 10 тыс. ед.

Больше всего новых автобусов (более 1 тыс. в каждый из регионов) в 2020-2023 гг. поставлено в Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, Владимирскую и Волгоградскую области.

Несмотря на растущие объемы продаж автобусов, регионам требуется все еще очень значительное количество новой техники.

С учетом будущих списаний, необходимости обновления и планируемых поставок в связи с потенциальным наращиванием пассажирооборота в 2024-2030 гг., по данным Минтранса России, потребуется закупка 40 тыс. новых автобусов общего пользования для маршрутов регулярных перевозок.

ПОДДЕРЖКА

Высокий износ парка автобусов и ограниченные финансовые возможности автотранспортных предприятий сдерживают рост объемов пассажирских перевозок на автобусном транспорте.

«Устаревание» подвижного состава приводит к снижению уровня надежности и безопасности техники, увеличению расходов на эксплуатацию автобусов и к снижению качества транспортного обслуживания граждан. В динамике это может привести к значительному оттоку пассажиров с общественного транспорта и, как следствие, к росту использования личных автомобилей, увеличению заторов на дорогах, повышению нагрузки на окружающую среду.

Несмотря на наличие спроса на обновление и увеличение парка автобусов, автотранспортные предприятия в ряде регионов во многих случаях не могут самостоятельно профинансировать закупку техники из-за нехватки собственных финансовых ресурсов и высоких процентных ставок.

На выручку местным властям и перевозчикам приходят программы лизинга с государственным финансированием, которые помогают на льготных условиях модернизировать парк автобусов оперативно, эффективно и с наименьшей нагрузкой для бюджетов всех уровней.

Первые такие программы по разным видам транспорта были запущены ГТЛК в начале 2010-х годов, с тех пор компания накопила богатый опыт и обширную экспертизу в сегменте лизинга городского пассажирского транспорта. За 15 лет компания передала транспортным предприятиям из 50 регионов России свыше 12 тыс. ед. автобусов стоимостью 115 млрд руб.

В настоящее время в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» ГТЛК реализуются две программы обновления городского пассажирского транспорта за счет льготного механизма со скидкой до 60 % стоимости транспорта и с использованием средств Фонда национального благосостояния.

ГТЛК поставляет в регионы современную экологичную и комфортабельную технику, оснащенную в зависимости от комплектации информационными табло для пассажиров, климат-контролем и валидаторами для безналичной оплаты проезда.

Президент России Владимир Путин поручил увеличить к 2030 году до 85% долю парка общественного транспорта, находящегося в пределах нормативного срока эксплуатации.

Достижение этой цели потребует консолидированных усилий государства и бизнеса и применения наиболее эффективных механизмов обновления транспорта, в числе которых льготный лизинг, в рамках новых национальных проектах, стартующих в 2025 г.


1По данным НАПИ, Strategy Partners. При анализе парка автобусов рассматривались только автобусы, назначение которых относилось к категориям: «городской», «городской\пригородный» и «пригородный»
2По данным Минтранса России