8-800-200-12-99

Транспорт в деталях

Раздел «Транспорт в деталях» содержит собственные информационные продукты ГТЛК: тематические дайджесты рынка и регулярную аналитику транспортного комплекса РФ.

Представленные исследования основаны на информации и данных, содержащихся в открытых источниках, СМИ, а также маркетинговых исследованиях, могут включать собственную экспертную оценку и аналитические выводы ГТЛК, а также аналитических агентств и других компаний.

Некоторые заявления в данном тексте могут содержать предположения или прогнозы в отношении предстоящих или ожидаемых событий на рынках.

ГТЛК предупреждает, что эти прогнозы являются только предположениями, и реальный ход событий или результаты могут существенно отличаться от заявленных.

Транспорт в деталях. Городское сообщение

Регионы России обладают огромным потенциалом развития. Импульсом к развитию городов служит повышение мобильности жителей за счет модернизации общественного транспорта. 66% субъектов РФ уже начали проводить транспортные реформы*. Помочь им в этом может проверенный механизм лизинга.

* Москва и Петербург не включены в рейтинг в связи со значительными отличиями от других регионов России.

Состояние городского транспорта

Городской общественный транспорт является самым массовым в России: авто- и электротранспортом общего пользования пользуются около 75% всех пассажиров в стране. При этом большинство парков техники в регионах устарели, а сама система общественного транспорта зачастую носит хаотичный характер, не структурирована и плохо отлажена.

Изношенная техника снижает уровень безопасности и комфорта перевозок, наносит вред окружающей среде, но продолжает использоваться. Это критичная проблема для крупнейших агломераций, в которых ежегодно растет население.

Чтобы выправить ситуацию, Правительство РФ еще в 2015 г. приняло закон, который обязал региональные власти перейти на единообразную контрактную систему перевозок в течение 5 лет. В связи пандемией коронавируса в 2020 г. в закон были внесены поправки, а сроки исполнения обязательств продлены еще на 2 года – до 2022 г.

75 %
пассажиров в России пользуются авто- и электротранспортом общего пользования
84 %
эксплуатируемых автобусов находятся за пределами нормативного использования
62 %
эксплуатируемых троллейбусов находятся за пределами нормативного использования
61 %
эксплуатируемых трамваев находятся за пределами нормативного использования

Транспортная реформа

Поэтапное изменение системы городского общественного транспорта в рамках транспортной реформы – задача непростая, ведь многое зависит от конкретной реализации на местах.

Реформа, словно конструктор, в каждом отдельном городе или регионе может формироваться из набора следующих частей: создание единого оператора, обновление подвижного состава перевозчиков, переход на брутто-контракты, оптимизация маршрутной сети, проведение расчетов интервалов движения, заполнения и скорости движения техники, информирование пассажиров, введение безналичной оплаты, создание выделенных полос и замена инфраструктуры электротранспорта. Разумеется, внедрять все это единовременно непросто, но чем больше мероприятий проводится, тем сильнее будет позитивный эффект от реформы для города и его населения.

На основе анализа данных из открытых источников можно судить о статусе и состоянии транспортной реформы в регионах.

Так, 56 регионов уже в той или иной мере реализуют реформу, 11 проводят точечные мероприятия, а 18 пока только планируют приступить к работе в этом направлении.

Что касается конкретных мероприятий, то в регионах в первую очередь популярно внедрение систем безналичной оплаты, информирования пассажиров и оптимизация маршрутной сети. К длительным и трудоемким мероприятиям, например, переходу на брутто-контракты* или созданию регионального оператора приступило гораздо меньшее количество субъектов РФ.

РЕГИОНЫ ПО СТАТУСУ РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ РЕФОРМЫ

*Брутто-контракты — система организации пассажирских перевозок, при которой перевозчики перечисляют всю собранную с пассажиров выручку в бюджет города, а городская администрация оплачивает выполнение рейсов по маршрутам. При такой системе оплата работы перевозчиков зависит не от числа пассажиров, а от пройденного километража на линии.

СТАТУС РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ ТРАНСПОРТНОЙ РЕФОРМЫ В РЕГИОНАХ

Топ-10 лидеров транспортной реформы

Одним из первых регионов России, который активно занялся реформой общественного транспорта, стала Пермь.

В мае 2019 г. в Перми был запущен пилотный проект, в котором впервые была опробована новая модель работы с перевозчиками: деньги собирал сам город, а у перевозчиков закупались авточасы. Распределение маршрутов происходило на основании конкурсных процедур.

Дальше – больше. В 2020 г. с перевозчиками начали заключать новые брутто-контракты. Маршрутная сеть общественного транспорта Перми была оптимизирована за счет исключения дублирующих маршрутов. Появилась возможность безналичной оплаты проезда на особых, выгодных для пассажиров условиях, город заключил пятилетние контракты на обслуживание местных автобусных маршрутов.

Пермский край стал первым регионом России, получившим автобусы от Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД). В ходе транспортной реформы в Перми обновили более 600 автобусов.

Чуть отстают от Перми Кемеровская область, Алтайский и Красноярский края, в которых уже реализуется по 8 мероприятий реформы, а также планируется создание регионального оператора и запуск системы информирования пассажиров.


ТОП-10 РЕГИОНОВ ПО УРОВНЮ РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ РЕФОРМЫ

Топ-15 регионов с низким уровнем развития городского транспорта

На основе анализа нескольких факторов* оценен уровень развития городского транспорта в регионах, определены субъекты, в большей степени нуждающиеся в поддержке со стороны государства для модернизации системы общественного транспорта.

*Для рейтингования субъектов оценивались следующие показатели (в порядке убывания важности показателей): доля техники в парке региона выше нормативного срока использования; прогноз потребности приобретения транспорта до 2025 г.; статус транспортных реформ (реализуемые мероприятия); доля планируемых объемов приобретения городского пассажирского транспорта в рамках транспортной реформы от общего парка региона; оценка уровня развития инфраструктуры для общественного транспорта; объем средств, предусмотренный на приобретение/обновление общественного пассажирского автотранспорта; показатель «Цифровой зрелости» органов государственной власти субъектов РФ в сфере общественного транспорта

ТОП-15 регионов с низким уровнем развития городского пассажирского транспорта

Топ-15 регионов по потребности в новом транспорте

Полноценная реформа общественного транспорта невозможна без обновления подвижного состава, от которого напрямую зависит безопасность, комфорт и мобильность пассажиров.

Многим субъектам страны по-прежнему необходима модернизация значительной доли парков техники.

ТОП-15 РЕГИОНОВ ПО ПОТРЕБНОСТИ В ГОРОДСКОМ ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ

Примечание: потребность в городском пассажирском транспорте в регионах по данным оценки Russian Automotive Market Research

Лизинг в помощь реформе

Лучшим инструментом для проведения транспортных реформ, модернизации и пополнения парков техники остается доказавший свою эффективность на примере реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» механизм лизинга. Лизинг помогает без одномоментных капиталовложений «прокачать» систему городского транспорта.

ГТЛК с 2020 г. является исполнителем мероприятия по обновлению парка городского транспорта в городских агломерациях нацпроекта БКД. Программа реализуется с использованием механизма льготного лизинга. ГТЛК финансирует поставку техники, городские перевозчики получают новый транспорт на льготных условиях с 60%-ной скидкой, а региональные власти избавлены от необходимости увеличивать долговую нагрузку за единовременную покупку транспорта.

Компания поставляет в регионы экологичную и энергоэффективную технику, оснащенную тахографами, системами «Антисон», а также валидаторами для безналичной оплаты проезда.

Механизм формирования ставок на поставку автобусов в лизинг, по которым ГТЛК работает с регионами в рамках БКД, понятен и прозрачен – компания опирается на ставку фондирования и закладывает минимальную маржу.

«Даже небольшие поставки техники имеют важное значение для людей, которые теперь могут ездить с комфортом. ГТЛК обеспечивает равный доступ участников нацпроекта БКД к финансированию для модернизации пассажирского общественного транспорта. Для нас БКД – это социальный проект, мы готовы приходить и помогать тем регионам, которые нуждаются в поддержке при проведении транспортных реформ», - прокомментировал генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих.

Производителям техники удобно работать с ГТЛК, поскольку это понятый и прозрачный инструмент, объемные контракты с универсальной спецификацией техники.

ГТЛК имеет 13-летний опыт на рынке лизинга пассажирского транспорта, с 2009 года передала пассажирским предприятиям 34 регионов России свыше 6,5 тыс. ед. автобусов. Общая сумма инвестиций в производство отечественных автобусов составила 41,4 млрд рублей. В целом с 2009 года объем инвестиций ГТЛК в программы лизинга пассажирского транспорта составил более 63 млрд рублей, из которых 49,3 млрд рублей приходятся на энергоэффективный транспорт.

Преимущества ГТЛК как оператора обновления пассажирского транспорта:

  • Реализация государственной политики в транспортной отрасли
  • Синхронизация планов по закупке транспорта и загрузке производства
  • Увеличение объемов финансирования за счет привлечения внебюджетных инвестиций
  • Снижение себестоимости производства техники за счет консолидированного заказа
  • Долгосрочная загрузка производств российских машиностроительных предприятий
  • Обновление парков транспортных предприятий без единовременных существенных затрат
  • Повышение эффективности, безопасности и качества транспортного обслуживания населения
  • Синхронизация развития парка газомоторной техники и газозаправочной инфраструктуры
  • Улучшение экологической обстановки в агломерациях