8-800-200-12-99

Транспорт в деталях

Раздел «Транспорт в деталях» содержит собственные информационные продукты ГТЛК: тематические дайджесты рынка и регулярную аналитику транспортного комплекса РФ.

Представленные исследования основаны на информации и данных, содержащихся в открытых источниках, СМИ, а также маркетинговых исследованиях, могут включать собственную экспертную оценку и аналитические выводы ГТЛК, а также аналитических агентств и других компаний.

Некоторые заявления в данном тексте могут содержать предположения или прогнозы в отношении предстоящих или ожидаемых событий на рынках.

ГТЛК предупреждает, что эти прогнозы являются только предположениями, и реальный ход событий или результаты могут существенно отличаться от заявленных.

Транспорт в деталях. Вертолетный парк

Малая авиация незаменима для российских регионов. Вертолеты связывают труднодоступные регионы с «большой землей», используются как для социальных перевозок пассажиров и грузов, так и для обеспечения промышленных предприятий. При этом около 70% эксплуатируемых в России вертолетов старше 25 лет. Чтобы заместить парк и сделать перевозки комфортными и безопасными, отрасли требуется поддержка на государственном уровне.

сферы применения

Вертолеты востребованы специальными и аварийными службами, в сфере санитарной авиации, туризма, бизнес-перевозок, активно используются сельскохозяйственными и строительными организациями. Но ключевой потребитель услуг с применением вертолетов – предприятия добывающей промышленности.


Ансат  российский легкий многоцелевой вертолет на 7-9 мест

В последние несколько лет отмечается рост налета вертолетов для перевозки пассажиров и грузов: доля транспортного налета выросла с 15% в 2019 г. до 33% в 2022 г., при сокращении доли авиаработ с 85% до 67%. В первую очередь это вызвано увеличением объемов субсидирования пассажирских перевозок на вертолетах в труднодоступных регионах со сложными климатическими условиями.

Применение вертолетной техники с учетом затрат на наземную инфраструктуру аэродромов экономически выгоднее использования самолетов на расстояниях до 300 км и при пассажиропотоках до 2000 человек туда и обратно в год.

В число лидеров по объемам местных авиаперевозок входят 15 субъектов Российской Федерации: Архангельская (включая НАО), Иркутская, Магаданская, Сахалинская, Томская и Тюменская (включая ХМАО и ЯНАО) области, Забайкальский, Приморский, Камчатский, Красноярский и Хабаровский края, Республики Бурятия, Коми, Саха (Якутия), и Чукотский автономный округ.


Ключевые регионы местных авиаперевозок в России


В последние 10 лет годовой налет на основных типах вертолетов в парке России (модификации Ми-8/17) сохраняется на уровне 330-370 тысяч летных часов. В 2022 г. снизился общий налет, а также налет на возрастных вертолетах Ми-8Т/П, при этом вырос налет на современных модификациях Ми-8АМТ/МТВ/171.

Участники рынка ожидают снижение общего налета в 2023 г. вследствие введенных санкционных ограничений и удорожания обслуживания вертолетной техники.


Динамика годового налета на основных типах
вертолетов в РФ, тыс. летных часов1

РЫНОК ВЕРТОЛЕТОВ

По данным «Вертолетов России», мировой парк вертолетов с газотурбинными двигателями (включая военные) составляет около 50 тыс. машин, из которых на технику российского производства приходится 15% или около 8 тыс. ед.

На 1 июня 2023 г. в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации числится более 2,8 тыс. ед. вертолетов, из которых 67% – отечественного производства и 33% – иностранного. При этом в эксплуатации у авиакомпаний находится порядка 1,2 тыс. вертолетов, около 86% из которых построены в России.

Российский флот вертолетов гражданского назначения значительно изношен. Около 70% от общего числа вертолетов, эксплуатируемых в России, старше 25 лет, поэтому в ближайшие годы они будут постепенно выбывать из эксплуатации и замещаться новыми машинами.


Состав действующего парка вертолетов гражданской авиации
Российской Федерации по классам воздушных судов2


Сегмент тяжелых вертолетов является наиболее многочисленным и в основном включает вертолеты различных модификаций Ми-8 (более 90%). Средний возраст парка тяжелых вертолетов – 22,3 года, при этом 79% машин старше 25 лет.

Второй по численности - парк легких вертолетов со средним возрастом техники 12,7 лет, свыше половины которого приходится на воздушные суда иностранного производства. При этом около 31% флота легких вертолетов занимают Ми-2 со средним возрастом около 35 лет.

Третий по численности – парк средних вертолетов со средним возрастом эксплуатируемых воздушных судов 5,5 лет.

Сегмент сверхтяжелых вертолетов состоит из вертолетов Ми-26Т со средним возрастом около 29,2 лет.

Спрос и производство

По оценкам экспертов высокий износ российского парка приведет к ежегодному выбытию до 86 вертолетов, 81% из которых составят тяжелые воздушные суда.

Ожидается, что в 2023-2025 гг. российской авиации потребуется около 219 вертолетов легкого, среднего и тяжелого классов.

Ожидается увеличение спроса на вертолеты в связи с реализацией программ освоения Арктической зоны Российской Федерации и Дальнего Востока.


Ми-8АМТ  многоцелевой вертолет, современная модификация Ми-8

В 2022 г., по данным Росстата, на отечественных заводах было произведено 185 гражданских вертолетов, что в 1,7 раза больше, чем в 2021 г. (108 ед.), при этом значительная часть машин ушла на экспорт, а также государственным заказчикам.

Согласно Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 г. в период 2023-2030 гг. будет выпущено 673 ед. российских вертолетов. Прогнозируется, что большая часть новых машин придется на вертолеты Ми в модификациях Ми-8МТВ-1 и Ми8АМТ, а доля отечественных воздушных судов к 2030 г. достигнет 86%3. При этом в мае 2023 г. Минпромторг России предложил увеличить количество планируемых к поставке до 2030 г. российских вертолетов еще на треть.


План выпуска гражданских вертолетов
в России в 2023-2030 гг., ед.

Поддержка

Развитие и модернизацию отечественного вертолетного парка сдерживают несколько факторов:

  • санкционные ограничения, что вызывает сложности с поставками иностранных материалов и комплектующих;
  • высокая стоимость новых вертолетов и рост затрат на обслуживание авиатехники;
  • недостаток финансовых средств у эксплуатантов из-за низкой рентабельности бизнеса;
  • недостаточное инвестирование в развитие аэропортовой инфраструктуры.

В этих условиях необходимо реализовывать меры по стимулированию продаж новых отечественных вертолетов для постепенного вывода из авиапарков иностранных машин, снижения среднего возраста действующего воздушного флота и повышения безопасности полетов.

Стимулировать спрос на новые российские вертолеты помогут инвестпроекты ГТЛК с использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). В феврале 2023 г. Правительство Российской Федерации утвердило паспорта двух проектов по обновлению вертолетного парка российских авиакомпаний (предусматривает поставку 86 бортов), а также по поставке воздушных судов Дальневосточной авиакомпании, в том числе 21 вертолета Ми-171А2 и Ми-171А3.4


Ми-171А2  гражданская современная модификация Ми-8 с наибольшей грузоподъемностью

ГТЛК уже заключила контракты на строительство всех 107 ед. вертолетов по инвестпроектам, поставки планируется начать в текущем году.

Реализация проектов будет содействовать развитию малой авиации, повысит транспортную доступность регионов и поддержит запуск новых социально-значимых маршрутов.

Кроме того, крупный серийный заказ позволит ускорить развитие компонентной базы и будет способствовать бесперебойной работе и достижению технологического суверенитета всего авиационного комплекса страны.


1По данным НВЦ «Аэропрогресс»
2По данным НВЦ «Аэропрогресс». МВМ – максимальная взлетная масса
3Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 г. № 1693-р
4Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2023 г. № 315-р