Транспорт в деталях
Раздел «Транспорт в деталях» содержит собственные информационные продукты ГТЛК: тематические дайджесты рынка и регулярную аналитику транспортного комплекса РФ.
Представленные исследования основаны на информации и данных, содержащихся в открытых источниках, СМИ, а также маркетинговых исследованиях, могут включать собственную экспертную оценку и аналитические выводы ГТЛК, а также аналитических агентств и других компаний.
Некоторые заявления в данном тексте могут содержать предположения или прогнозы в отношении предстоящих или ожидаемых событий на рынках.
ГТЛК предупреждает, что эти прогнозы являются только предположениями, и реальный ход событий или результаты могут существенно отличаться от заявленных.
Транспорт в деталях. Река и море
СОСТОЯНИЕ РЕЧНОГО ФЛОТА
Общая протяженность внутренних водных путей РФ - 101,6 тыс. км, 78% из них являются безальтернативными для доставки грузов и пассажиров.
Несмотря на высокую экономическую и социальную значимость, за последние 20 лет российский речной флот сократился на 25%. Ежегодно из эксплуатации выводится около 1 тыс. речных судов.
На сегодня в России эксплуатируется около 11 тыс. грузовых речных судов и судов смешанного плавания, а также около 1,5 тыс. средних и крупных пассажирских судов.
Одной из основных проблем отрасли является старение флота и инфраструктуры.
СОСТОЯНИЕ МОРСКОГО ФЛОТА
В состав российского транспортного морского флота входит 825 судов под флагом России и иностранных государств. Кроме того, эксплуатируется 93 морских пассажирских судна, большая часть которых работает под флагом РФ.
Большая часть флота работает под иностранными флагами и перевозит грузы иностранных фрахтователей. На российские суда под иностранными флагами приходится более 60% дедвейта.
Старение флота стало одним из факторов, который ограничивает возможность использовать флот под российским флагом для внешнеторговых перевозок.
ПРОГНОЗ ПЕРЕВОЗОК ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ И МОРСКИМ ТРАНСПОРТОМ
Согласно оптимистичному прогнозу экспертов компании INFOLine к 2030 г грузовые перевозки увеличатся до 180 млн, а пассажирские – до 19 млн человек в год.
По базовому сценарию текущие объемы грузовых и пассажирских перевозок сохранятся и составят в 2021-2030 гг.: 100-110 млн т и 11-12 млн человек в год.
Согласно пессимистичному сценарию объемы грузовых и пассажирских перевозок составят до 80-100 млн т и 8-10 млн чел. в год в 2021-2030 гг.
По оценкам экспертов INFOLine, до 2024 г. средний темп прироста перевозок морских грузов составит около 1,8-1,9%, а в период с 2025-2030 гг. – около 2,4%. Таким образом, к 2025 г. перевозки могут достигнуть 27,2 млн тонн. Ожидается, что объемы пассажирских перевозок будут ежегодно расти на 5-6% и в 2025 г. составят 6,5 млн человек.
Отдельно необходимо выделить перевозки в Арктической зоне. Северный морской путь в настоящее время является наиболее перспективным маршрутом доставки грузов через территориальные воды. Объем перевозок к 2024 г. вырастет в 2,4 раза, до 80 млн тонн, а к 2030 - в 3,3 раза и превысит 110 млн т.
ПОТРЕБНОСТЬ В СУДАХ ПО ТИПАМ
Оптимистический сценарий предусматривает потребность отрасли в порядка 4 тыс. транспортных речных судов до 2030 г.
По базовому прогнозу потребность в речных судах транспортного флота до 2030 г. составит около 1,6 тыс.
При реализации пессимистического сценария потребность в новых судах до 2030 г. составит около 600 ед.
В 2021-2027 гг. объемы выбытия пассажирских судов из-за старения речного флота будут находится на уровне около 80-100 судов ежегодно. Потребность в новых пассажирских судах по базовому сценарию до 2030 г. составит около 1 тыс. единиц. Оптимистический сценарий предполагает потребность в новых судах на уровне 1,9 тыс. ед., а пессимистический - около 500 ед.
Потребность в судах в сегменте морских перевозок будет в большей степени связана с развитием Северного морского пути. В перспективе до 2030 г. одним из крупнейших заказов может стать планируемая к постройке серия из 28 балкеров класса Arc5 для вывоза грузов с Сырадасайского угольного месторождения. В рамках реализации нефтегазовых проектов в Арктическом регионе дополнительно могут быть заказаны 22 танкера.
При выполнении задачи государственной важности по развитию арктического туризма ожидается заказ строительства круизных судов арктического ледового класса, в частности СПГ-судна класса Arc-5 пассажировместимостью 2500 человек до 2026 г.
СТИМУЛЫ И СПОСОБЫ МАСШТАБНОГО ОБНОВЛЕНИЯ ФЛОТА
Судостроение характеризуется следующими факторами:
-
высокая капиталоемкость
-
невозможность реализации проектов без привлечения заемных средств
-
высокая стоимость кредитных ресурсов
-
длительные сроки окупаемости.
Большинство судоходных компаний не в состоянии самостоятельно профинансировать строительство судов на российских верфях, а кредитные организации не готовы брать на себя риски.
Для борьбы со стремительным старением флота и повышения эффективности перевозок требуются долгосрочные программы по строительству судов с льготными для судовладельцев условиями.
Несколько таких программ лизинга с государственным софинансированием уже эффективно реализует Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК).
Расширение применения долгосрочных программ лизинга с господдержкой позволит:
-
ускорить обновление флота
-
стимулировать развитие рынка грузовых и пассажирских перевозок водным транспортом
-
увеличить безопасность и снизить аварийность на водном транспорте
-
обеспечить долгосрочными заказами отечественных судостроителей
-
создать новые рабочие места
-
снизить себестоимость строительства судов за счет большей серийности
-
повысить конкурентоспособность российского флота.